Jump to Navigation

Суровкина М.Г. Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности (художественно-эстетической направленности) «Цветные ладошки» для детей 3-4 лет (Иркутская обл., г. Братск)

I. Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы по дополнительному художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность Программы.
Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей эстетических чувств, художественного вкуса, творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Одним из главных признаков предметов и явлений является цвет. Цвет по-разному воздействует на людей, вызывает разнообразные эмоции: радует, создает хорошее настроение, успокаивает, возбуждает. В силу этого в изобразительном творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого образа. Окружающий мир поражает цветовым многообразием, и чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, развивать умение видеть красоту цветов, их сочетаний.
Основной причиной для создания Программы «Цветные ладошки» (далее Программа) послужила необходимость развития эстетического восприятия цвета, цветовых сочетаний и умения применять цвет в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ.
Цель данной Программы заключается в формировании чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Задачи Программы:
- знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) и способами обследования предметов, содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий:
эталоны в области формы: плоскостные геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
эталоны в области цвета: хроматические – красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой; ахроматические – белый, черный, серый;
эталоны величины: отношения между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других – большой, маленький, самый большой;
способы обследования: рассматривают, гладят, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают, слушают звук;
- развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна способом «примакивания» (листопад, дождик, снежинки, огоньки на елке, цветы на полянке, ягодки на ветке);
- знакомить со способом рисования щетинистой кистью методом «тычка» (снег, цветы, шерсть животных);
- знакомить со способами проведения разных прямых линий (короткие, длинные, волнистые, прямые) в разных направлениях, пересекая (травинки, ленточки, дорожки, веточки, рельсы, заборчик);
- знакомить детей со способами изображения простых предметов разной формы (клубочки, яблоки, горошины, вагончик, конфеты, бусы, помидоры); комбинации разных форм и линий (солнышко, коврики);
- развивать умение создавать некоторые обобщенные образы (дерево – ствол, ветви), изображения игрушек на основе округлых и овальных форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок);
- формировать умение подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов;
- в предметном изображении: развивать умение передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером;
- в сюжетном изображении: развивать умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта (линию земли – край листа), строить простейшую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга, повторение элементов);
- в декоративном изображении: развивать умение видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм (украсим платье, шарфики, свитер, платочек); передавать элементы декоративного узора линиями, геометрическими фигурами;
- формировать умение правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку для обсушивания, поддерживать свободное движение кисти во время рисования;
- формировать умение принимать правильную непринужденную позу в процессе деятельности: не наклоняться, сидеть свободно, правильно удерживать инструменты, не напрягать руку.
Принципы построения программы
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности воспитания в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Принцип развивающего характера художественного образования подразумевает то, что проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности (ребенок развивается в деятельности и сама деятельность развивается).
Принцип приоритета содержания по отношению к методам и технологиям понимается таким образом, что ведущая педагогическая линия выстраивается как организация культуросообразного образовательного пространства, в котором создается проблемное поле культуры (содержание), а методы и технологии служат для «обработки» этого поля в целях его освоения.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
Организационно-педагогическая структура программы
Срок реализации программы – 1 год (дети 3-4 лет).
Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю по 15 минут.
Используемые методы и приемы
Наглядные: образец, иллюстрации, показ приемов изображения, показ отдельным детям на материале педагога, показ детских работ в конце изобразительной деятельности при их оценке, дидактические игры.
Словесные: беседы, указания, сравнения, вопросы, объяснение, напоминание, совет, похвала, художественное слово (загадка, стихотворение, рассказ).
Игровые: игровые упражнения (показ пальчиком или сухой кистью в воздухе, на бумаге), игровые моменты (приход игрушки, посылки, письма, волшебный сундучок, волшебный мешочек, волшебный конверт с заданиями), подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры.
 
Примерная структура занятия
I часть: Начало
Цель: заинтересовать детей, дать детям знания, показать способы изображения.
1. Сообщение темы – используются следующие приемы:
- загадка;
- четверостишие;
- беседа (2 половина года);
- отрывок из художественного произведения;
- приход героя сказки или мультфильма;
- просьба о помощи от имени игрушки;
- приход посылки (предметы, картинки);
-приход письма с просьбой, предложением;
-элементы словесных, дидактических игр.
2. Рассматривание и анализ проходит с использованием (выделяем цвет, форму, части, величину, расположение):
- образца;
- натуры (не требует следования ей);
- иллюстрации (2 половина года);
- игрушек;
- силуэтного моделирования из геометрических фигур.
3. Показ способов  изображения
- полный показ;
- частичный показ (знакомые приемы);
- показ способов изображения выполняется ребенком;
4. Закрепление последовательности выполнения работы
- повторный показ способов изображения (если новые приемы);
- рассказ воспитателя;
- рассказ ребенка по вопросам педагога;
- показ ребенком способов изображения;
- показ в воздухе;
- показ сухой кистью на бумаге.
II часть: Ход
Цель: развивать и закреплять изобразительные навыки, творческие способности в процессе самостоятельной деятельности детей.
1. Минутка отдыха
- пальчиковая гимнастика;
- физкультурная разминка;
- малоподвижная игра.
2. Самостоятельная деятельность детей
- самостоятельная деятельность детей проходит под музыкальное сопровождение, педагог оказывает индивидуальную помощь детям (используя словесные приемы, совместные действия, показ отдельным детям на материале воспитателя, в воздухе).
III часть: Заключительная
Цель: рассмотреть рисунки, проанализировать, оценить работы с помощью педагога.
1. Оценка:
- от имени игрушки;
- связь с игровой ситуацией;
- в 1 половину года хвалим всех, во 2 половину года – индивидуальная оценка;
- похвала за аккуратность;
- составление единой композиции;
- выставка детских рисунков.
 
II. Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения изобразительными навыками и умениями.
По итогам обучения дети будут знать:
- основные цвета и оттенки;
- геометрические формы предметов.
Будут уметь:
- рисовать способом «примакивания», способом «тычка» щетинистой кистью;
- рисовать прямые, волнистые линии, штрихи;
- рисовать предметы разной формы, комбинируя разные формы и линии;
- правильно пользоваться кистью, краской, водой, салфеткой.
Использование в педагогическом процессе оценки индивидуального развития детей позволяет решить выявленные проблемы, поскольку предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, выполнение функций слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включение в педагогический процесс.
 
III. Оценочные материалы к программе
Навыки сформированы – эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам (есть предпочтенья); видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; внимательно рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации; различает и называет основные цвета, некоторые оттенки, формы, проявления величины, пространственные отношения; освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения, способы создания изображения (предметные, сюжетные, декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм; передает сходство с реальными предметами, обогащает образ выразительными деталями;
Стадия становления – ребенок справляется с поставленными задачами, но иногда требуется помощь или напоминание педагога;
Навыки не сформированы – ребенок не проявляет активности и интереса к изобразительному искусству; не испытывает желания отразить свои впечатления в изобразительной деятельности; не выражает свое отношение к процессу и результату.
 
Критерии оценки владения детьми художественной деятельностью и развития их творчества
Анализ продукта деятельности
1.Форма.
3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются;
2 балла – есть незначительные искажения;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно.
2. Композиция.
3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана неверно.
 
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки.
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с изобразительными материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2.Технические навыки.
3 балла – правильно держит кисть, пользуется гуашью, промывает кисть, пользуется салфеткой;
2 балла – испытывает трудности, но самостоятельно пытается выполнить;
1 балл – выполняет действия с напоминания педагога.
3. Регуляция деятельности.
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу;
2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена);
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует.
4. Уровень самостоятельности, творчества.
3 балла – выполняет задания самостоятельно;
2 балла – требуется изначальная помощь, с вопросами обращается редко;
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.
Шкала уровней
0-8 – навыки не сформированы;
9-16 – стадия становления;
17-21 – навыки сформированы.
 

 

Автор: 
Суровкина Марина Геннадьевна – педагог дополнительного образования МБДОУ «ДСКВ № 102», Иркутская обл., г. Братск.
Файл с материалами: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Kopilka_material | by Dr. Radut