Jump to Navigation

Сенькова Е.Е. Подготовка учащихся по классу скрипки к публичным выступлениям (г. Иркутск)

Практически на всех этапах исторического развития искусство, в частности музыка, признавалось важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Среди внешкольных музыкальных учреждений ведущее место по праву принадлежит детским музыкальным школам и школам искусств. Благодаря им сотни тысяч детей приобщаются к прекрасному миру музыки – обучаются игре на различных музыкальных инструментах, поют в хоре, играют в оркестрах, овладевают элементарными навыками в области теории музыки и сольфеджио, а главное – учатся любить и понимать искусство.
Музыкальные школы – это учебные заведения, работающие по специальным учебным планам и программам. Задачи, стоящие перед учащимися, требуют от них, кроме определенного уровня развития музыкальных способностей, много времени и сил. Ребенок, одновременно занимающийся в двух и даже более школах, должен иметь хорошее здоровье и волевые качества.
Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации высокой степени личностного развития в целом и скоординированную работу психических процессов – воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения, безупречную согласованность тонких физических движений. Искусство игры на музыкальном инструменте подобно мастерству циркового артиста, демонстрирующего высокую точность, скорость и координацию движений.
В недалеком прошлом в ходе приемных испытаний выявлялись наиболее одаренные ребята, из которых задачей школы было подготовить будущих профессиональных музыкантов. В настоящее время школа принимает практически всех желающих, даже несмотря на отсутствие, на первый взгляд, необходимых способностей.
Возникла необходимость пересмотра привычного ряда педагогических приемов, чтобы помочь научиться ярко выражать свои эмоции при исполнении музыкального произведения эмоционально сдержанному ребенку или ребенку, который не может справиться со своим волнением во время публичного выступления.
Как удержать внимание ученика на протяжении 45-минутного урока, увлечь его, возбудить в нем творческую активность, воображение, фантазию? Именно индивидуальность ребенка должна подсказать педагогу правильное решение для преодоления тех или иных трудностей. Учитывая индивидуальные психологические особенности своих учеников, педагог сумеет помочь даже «слабому» ученику ощутить себя причастным к творческому процессу без ущерба для его психики.
Мы рассмотрели такие индивидуальные качества учеников класса скрипки, как темперамент, эмоциональная реакция на музыку – умение чувствовать музыкальную фразировку, а также волевые качества, интерес к занятиям, уверенность ребенка в своих возможностях.
Катя X. – сангвинический тип темперамента, серьезная, организованная ученица, эмоционально сдержана, логический тип мышления, владеет собой на сцене. Все эти качества помогли ученице быстро освоить музыкальную грамоту, при хорошем внимании и работоспособности пройти большой объем музыкального материала. В дальнейшем могут возникнуть проблемы с выразительностью исполнения, поэтому в работе с этой ученицей необходимо обратить внимание на развитие чувственного, эмоционального отношения к музыке.
Егор Б. – холерический тип темперамента, индивидуалист, во время коллективных занятий (ансамбль) всегда старается выделиться, привлечь к себе внимание, завышенная самооценка. Один из основных мотивов обучения – желание получить высокую оценку. По сложности программы не отстает, а где-то и опережает учащихся 2-го класса. Основная проблема в работе с Егором – «неудобные» от природы руки (маленькая кисть, кривой мизинец) и плохое поведение в коллективе.
Юля Е. – спокойная, уравновешенная девочка, аккуратная и дисциплинированная, подкупает своим обаянием, при хороших физических данных почти полное отсутствие музыкального слуха. Юля вынуждена компенсировать этот недостаток зрительными и мышечными ощущениями. Тратить больше времени на домашние занятия. Фальшивая игра создает большие проблемы в работе ансамбля. Чувствуя свой недостаток, девочка не очень уверенно ощущает себя в коллективе. Перед педагогом стоит задача – развить по возможности слух ученицы и тем самым, оказывая ей моральную поддержку на уроках ансамбля, повысить ее самооценку.
Влад Л. – поздно поступил в школу, очень заторможен, эмоционально скован, проблемы общего развития. Задача педагога, даже при отсутствии перспективы успешного обучения ученика, – сохранить интерес к занятиям музыкой, привить любовь к музыкальной культуре.
Дима С. – внешне спокойный, уравновешенный, но иногда (при малейшем давлении педагога) может расплакаться на уроке, на уроке сосредоточен, но очень невнимательно занимается дома. Основная проблема Димы – мышечная зажатость, неумение при работе одного пальца расслабить остальные. Эти проблемы могут говорить о высоком уровне тревожности ученика. Очень волнуется во время публичных выступлений, это отражается на качестве исполнения.
Маша Р. – девочка очень тонкой психической организации, робка, болезненна, но при этом может проявить волевые качества во время публичного выступления. Есть проблемы с координацией движений и, как следствие, проблемы с ритмом. Неуверенно ощущает себя в коллективе сверстников. В работе с такой ученицей не допустим авторитарный метод обучения, отношения должны строиться на основе сотрудничества и диалога.
Юля С. – художественный тип мышления, очень способная в музыкальном отношении девочка, чувствует музыку, обладает красивым скрипичным звуком, хорошая эмоциональная реакция, и при этом неумение сосредоточиться, нестабильные концертные выступления, может остановиться, часто ошибается. Педагогу необходимо работать над развитием внимания ученицы, научить ее продуктивно и целенаправленно заниматься дома.
Данила С. – очень сложный в психологическом отношении ребенок. Единственный из всего класса, обладающий практически «абсолютным» слухом. Неважное состояние игрового аппарата обусловлено не мышечной зажатостью, а наоборот, вялостью, инертностью движений. Иногда бывает крайне возбужденным и нетерпимым, но чаще всего вялым и уставшим. Удачи или неудачи его выступлений напрямую связаны с психическим состоянием на данный момент. Аналогичные проблемы ученик имеет и в общеобразовательной школе. Работа педагога должна быть направлена на выработку у ученика более оптимистического отношения к проблемам, учебе и жизни в целом. Маме рекомендованы систематические консультации у профессионального психолога.
Теона К. – ученица, которая добилась наибольших результатов среди учеников младших классов: неоднократно занимала призовые места на городских конкурсах скрипачей. Обладает средними данными, но прекрасными волевыми качествами, огромным желанием быть первой во всем. Уравновешенная, логический тип мышления. Теоне не хватает тонкости музыкального восприятия. Необходим толчок со стороны педагога для активизации воображения с целью вызвать более тонкие эмоциональные переживания.
На примере анализа особенностей этих учеников, мы можем увидеть, что проявление музыкального дарования зависит не только от природных задатков чисто музыкальных или интеллектуальных способностей. Многое оказывается связанным и с психодинамическими характеристиками личности, фундамент которых составляют врожденные свойства нервной системы. Мало иметь хорошие природные данные, не меньшее значение приобретает наличие особых свойств характера, которые ведут музыканта к успеху.
Анализ психологических особенностей учеников класса скрипки в музыкальной школе выявил специфические проблемы, такие как недостаточно хорошие слух и чувство ритма. Были выявлен ряд проблем психологического характера:
- недостаток внимания;
- недостатки развития эмоциональной сферы;
- низкая психологическая устойчивость во время выступления на сцене;
- проблемы общения, поведения, мотивации, самооценки.
Эти проблемы мешают ученикам, имеющим средние музыкальные данные, добиться лучшего результата.
Практика работы с детьми показала, что для решения вышеназванных проблем могут быть использованы следующие методы:
Развитие внимания. Здесь большую роль играет фактор заинтересованности. Именно увлечение музыкой создает условия для активного участия в учебном процессе. Разучивание пьесы, отстукивание ее ритмического рисунка, подбор мелодии по слуху, усвоение навыков постановки – сочетание всех этих элементов обучения в одном уроке должно быть интересным, увлекать ученика. Длительная работа над каждым из них приводит к ослаблению внимания, а вслед за этим снижает результативность. Слово «устал» не должно фигурировать на занятиях. Мерилом усталости должна быть не физическая усталость, а потеря внимания. Необходимо переключить внимание ребенка на другой объект, элемент обучения.
Если ребенку интересно, он может выдержать не только 45 минут, но и больше. В течение урока он не должен только стоять, необходимо двигаться, сидеть, но только в русле занятий. Пассивный отдых, сидение или разговоры с учеником на отвлеченные темы сбивают темп урока и требуют дополнительного времени на новую организацию внимания.
Примерный ход занятий с младшим школьником:
 
1. Создание рабочего настроения
2-3 мин.
 
2. Упражнения и работа над постановкой правой руки
5-7 мин.
 
3. Упражнения и работа над постановкой левой руки
5-10 мин.
 
4. Пение песенок, работа над выразительностью, подбор по слуху
8-10 мин.
 
5. Повторение основных моментов урока и подробное объяснение домашнего задания
5 мин.
 
6. Знакомство с новыми произведениями и определение их характера
8-10 мин.
 
Итого:
40-45 мин.

 

 
Из приведенной схемы урока с младшими школьниками видно, насколько он может быть разнообразным и в то же время целенаправленным. Однако если ученик не выдерживает урока в полном объеме, его внимание не стоит перегружать, рекомендуется изменить схему занятий, например 3 раза в неделю по 30 минут, и постепенно подготовить ребенка к более продолжительным занятиям.
От качества внимания зависит качество усвоения материала. Целью урока на любом этапе обучения следует считать наиболее полноценное восприятие информации учеником. Здесь можно выделить два решающих момента.
Первый момент – форма подачи и качество музыкального материала. Каждый урок должен быть ярким, проводиться артистично, доходчивым языком, проходить на доступном ученику психологическом уровне. Учебный материал следует сосредоточить вокруг высокохудожественных музыкальных произведений, которые в младших классах должны преобладать в количественном отношении над гаммами, этюдами, упражнениями.
Второй момент – запоминание и усвоение материала учеником, зависящее от того, каким образом будет представлен учебный материал: формально-логическим, при котором темы и задачи как бы линейно следуют одна за другой, или интегративным, где учебные задачи взаимодействуют между собой, что в свою очередь приводит к появлению нового знания, умения.
Внимание очень тесно связано с контролем действий, который становится собственно вниманием тогда, когда достигает автоматизированного действия. Все выдающиеся музыканты постоянно подчеркивали роль этого психического состояния в достижении высокого мастерства. Недостатки внимания могут быть преодолены в процессе специального тренинга Л. Баренбойма:
1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).
2. Дослушать извлеченный в среднем или низком регистре звук до его полного затухания.
3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.
4. Играя (или только представляя в своем воображении) медленную мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.
К этим упражнениям можно дополнительно порекомендовать и такие, как проигрывание музыкального произведения при включенном радио, при ярком свете, бьющем в глаза, сидя на неудобном стуле. При всей спорности этих приемов они заставляют лучше концентрировать внимание, что создает более сильный очаг возбуждения в коре головного мозга и более прочное образование исполнительских рефлексов.
Слуховой контроль того, что музыкант играет, умение слышать себя со стороны, является главным ключом к формированию внимания музыканта.
 
Развитие эмоций. Музыкальное воспитание знакомит ученика с различными эмоциональными состояниями, одновременно делает его и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного школьника, тем самым расширяя и углубляя его контакты с окружающей действительностью и другими людьми. От этого зависит и моральное состояние человека, ибо отношение к объекту, построенное на эмоциях только одного вида, способно деформировать личность.
В большинстве случаев музыкальные произведения несут в себе сложный комплекс различных эмоций и их оттенков, содержание которых может быть приблизительно выражено словесно с помощью словаря эмоций, разработанного В.Г. Ражниковым. Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы заключается в расширении сферы доступных эмоциональных переживаний.
Английские лингвисты Сепир и Уорф выдвинули гипотезу, согласно которой человек может отчетливо воспринимать и переживать только те объекты и чувства, для которых он имеет адекватное вербальное определение и название. Поэтому расширение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств.
Не все дети могут в своем исполнении одинаково хорошо выражать эмоции всех модальностей. Кому-то лучше удается исполнение бравурных и помпезных произведений, кому-то – тонких лирических пьес. Природный темперамент ограничивает уровень исполнительских достижений ребенка. Дети художественного типа интуитивно постигают содержание произведения, ориентируясь на характер мелодии, гармонии, ритма, других средств музыкальной выразительности. При работе с учащимися мыслительного типа существенным для понимания ими музыкального произведения оказывается влияние со стороны педагога, который при помощи разнообразных сравнений, метафор, образных ассоциаций активизирует воображение своего воспитанника и вызывает в нем эмоциональные переживания, сходные с теми, которые близки эмоциональному строю разучиваемого произведения. Необходимо учитывать особенности своих учеников, развивать в текущей работе недостающие им качества и в то же время давать возможность проявить свои лучшие стороны во время концертных выступлений.
 
Развитие сценической воли. Исследования психологии личности человека, добившегося ощутимого успеха в жизни, говорят о том, что в этом успехе очень часто наибольшее значение имеют не способности, не благоприятное стечение обстоятельств, а твердая воля, ведущая человека к победе.
Если педагог хочет, чтобы его ученик добился ощутимых результатов, он должен обязательно позаботиться о развитии у него не только профессиональных способностей, но и необходимых волевых качеств характера.
В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В музыкальной деятельности такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на экзамене или конкурсном соревновании. Юному музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента – физический, эмоциональный и мыслительный. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии исполнителя.
 
Воспитание личности ученика. При обучении игре на музыкальном инструменте используются такие приемы и методы, как:
- наглядно-иллюстративный метод, основывающийся на непосредственном показе педагогом на инструменте приемов игры;
- словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно-иллюстративным и связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства;
- художественно-эвристический (поисковый) метод, связанный с поиском индивидуального игрового приема в зависимости от возможностей ученика.
Однако все эти достойные методы могут работать при одном важнейшем условии – развитии учителем не только музыкально-исполнительских способностей своего ученика, но и его личности в целом.
Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, который характеризуется следующими особенностями:
- признание за учеником права на самостоятельность суждения и поощрение такой самостоятельности;
- построение воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
- стремление формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
- желание педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
- умение видеть трудности переходного периода и способность педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.
Воспитание самостоятельности ученика как главной цели педагогического процесса нашло свое отражение в крылатом выражении Г. Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы как можно скорее стать ненужным своему ученику. Самостоятельность проявляется в опоре на собственный ум, знания и интуицию. Высокий уровень самостоятельности дает человеку уверенность в себе.
Для успешного обучения младшего школьника имеет наличие у него внутренней мотивации процесса познания.
Учитель может повысить мотивацию своего ученика, если он объяснит ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в недостаточности приложенных усилий. Чаше всего свои успехи дети приписывают своим способностям и усилиям, а свои неуспехи – действию внешних факторов, трудности задачи и невезению. С точки зрения психологов, именно причинная схема «неуспех – недостаточность усилий» является наилучшей для развития мотивации учения. Приписывание своего успеха собственным усилиям формирует чувство уверенности в себе и высокую самооценку, в то время как приписывание успеха своим способностям или везению не способствует формированию подобных качеств личности.
Формированию многих свойств личности способствует метод коллективного обучения. В музыкальной школе дети с первого года обучения сразу же начинают играть в ансамбле, хотя ансамбль как предмет начинается позднее. Ансамбль младших классов состоит из детей разного возраста от 6-ти до 11-ти лет. Малыши, исполняя посильную для них партию, имеют возможность слышать своих старших товарищей, играющих более профессионально.
Сам процесс освоения произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских и технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие и ответственность, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Первое занятие должно пройти празднично. Его можно начать с исполнения основным составом небольшой концертной программы для вновь принятых.
Особое место в работе ансамбля отводится публичным выступлениям. Важно создать у детей праздничное настроение перед каждым концертом. В то же время каждый ансамблист должен осознавать, что от его собранности, внимания, дисциплины зависит качество исполнения в целом, в противном случае он может подвести своих друзей.
Педагог должен помочь детям, неуютно чувствующим себя в коллективе, поддержать их похвалой или назначить концертмейстером ансамбля.
Существует ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.
Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления
Первый этап. Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым. Его важнейшая особенность в том, что в нем способность человека к самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна.
Инструкция. Погружение в аутогенное состояние. Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях. Говорите себе: Мои руки становятся теплыми. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей рук поднимается по плечам... Предплечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены... Теперь мое внимание переходит на ноги... Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются... Тепло от ног поднимается вверх... Расслабляются мышцы бедер и живота... Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения... Мои живот и грудь наполнились приятным теплом... Теперь мое внимание переводится на лицо... Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица... Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты... Мне дышится легко и спокойно... Спокойно и ровно бьется мое сердце.
Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить сцену, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить... Я спокоен, собран и сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть... Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника... Я выполняю все, что я задумал... Я играю так же хорошо, как и в классе... Я могу хорошо играть... Все мои действия я четко вижу и выполняю... Я весь отдался моему вдохновенному исполнению... Какое это наслаждение – красиво и хорошо играть... Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее... Мне приятно и легко держать всю программу в голове... С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне все больше и больше... Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления...
Игра перед воображаемой аудиторией
На заключительном этапе работы, когда произведение уже готово, оно проигрывается от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Музыкальное произведение может быть записано. Во время выступления надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Этот прием помогает заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается.
 
Медитативное погружение
Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас», практикуемого в буддизме и гештальт-терапии. Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение, как неповторимая частица бытия, которая никогда уже не повторится. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета.
Медитативное проигрывание произведений с полным погружением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при этом не отвлекаться.
Медитативное исполнение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать не порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое.
Медленная игра с динамикой рр (pianissimo) тренирует не только навык медитативного погружения, но и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе. Терпеливое проигрывание вещи от начала до конца с полным контролем каждого взятого звука сродни дзеновским упражнениям на концентрацию внимания.
 
Обыгрывание
В этом приеме психологической подготовки музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно чаще и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.
 
Ролевая подготовка
Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. Если робкий и застенчивый пианист или скрипач во время аутогенного погружения будет достаточно долго и уверенно говорить себе: «Я играю как Рахманинов (Паганини, Венявский и т.д.)», то он в значительной мере избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления.
 
Выявление потенциальных ошибок
Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая, как правило, и проявляется во время публичного выступления. Для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:
- Завязать на глазах повязку, в медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на безошибочною игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
- Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радио или телевизор и попытаться сыграть программу, сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения. Многие музыканты могут почувствовать после их выполнения большую усталость. Ее можно объяснить не только недостаточной выученностью программы, но и слабой функциональной подготовкой – нетренированностью сердечно-сосудистой системы.
- В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.
- Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду.
Выявленные ошибки впоследствии должны устраниться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.
В зависимости от силы нервной системы каждый музыкант в пределах своего собственного темперамента будет тяготеть к соответствующей манере поведения перед выходом на сцену. У сангвиника, нервные процессы которого характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными процессами возбуждения и торможения, предконцертное состояние будет переживаться скорее всего как оптимальное. У холерика, процессы возбуждения которого сильнее процессов торможения, момент перед выходом на сцену может характеризоваться как «эстрадная лихорадка». Меланхолики и флегматики с их преобладанием тормозных процессов будут тяготеть к состоянию апатии.
Как бы ни были велики психологические сложности публичного исполнения, они могут быть с успехом устранены, если молодой музыкант будет владеть соответствующим опытом.
Многолетний опыт работы преподавателем по классу скрипки позволяет говорить об эффективности использования вышеназванных методов, способов и приемов для психологической подготовки к публичным выступлениям. Таким образом, педагог, применяя психологические знания, будет развивать не только технические способности своих учеников, но и их психологические качества, такие как воля, внимание, эмоциональность, уверенность в своих силах.
Развить талант ученика – значит не только научить его хорошо играть, но сделать его более вдумчивым, более чутким, более честным, более стойким. Подобное отношение требует любви учителя к своему ученику. Поэтому главным объектом в работе является не столько музыкальное произведение, сколько личность учащегося и проблемы ее развития.
 
Литература
1. Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. – СПб., 2000. – 252 с.
2. Бочкарев Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. – М., 1981. – 27 с.
3. Гутников Б.Л. Об искусстве скрипичной игры. – Ленинград, 1988. – 56 с.
4. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. – М., 2003. – 416 с.
5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. – 190 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – 2-е изд. – М., 2008. – 398 с.
7. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М. 1980. – 96 с.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.1985. – 334 с.
9. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – М., 1985. – Т. 1. – 385 с.
10. Цыпин Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 203 с.
11. Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. – Л.: Музыка, 1974. – 22 с.
 

 

Автор: 
Сенькова Елена Евгеньевна – преподаватель МБУ ДО ДШИ № 5 города Иркутска, г. Иркутск.
Файл с материалами: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Kopilka_material | by Dr. Radut