Jump to Navigation

Николаева Н.Ю. Игровой метод в обучении английскому алфавиту в дошкольном возрасте (Белгородская обл., г. Алексеевка)

Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения английского языка, так как способствует всестороннему развитию ребенка как личности и дальнейшему формированию навыков и умений, необходимых при обучении в школе. При изучении английского языка у ребенка активно развиваются функции познания и коммуникативной активности.
Игровой метод изучения английского алфавита активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность детей, развивает способности, вводит детей в жизненные ситуации, развивает любознательность, внимательность, закрепляет знания и умения. Игра ведёт ребёнка к самостоятельным открытиям, решениям проблем. Необходимо отметить, что игровой метод способствуют формированию речевых навыков. Сюжетно-ролевые игры способствуют активизации мышления, вызывают интерес к изучению иностранного алфавита, являются сильным мотивирующим фактором. Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе обучающимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Многие мамы и папы задаются вопросом, с какого возраста лучше всего начинать обучать ребёнка. Психологи и педагоги пришли к единому мнению, что оптимальный возраст знакомства с иностранным языком – 3 года. В этом возрасте малыш уже довольно хорошо разговаривает на родном языке, его речь становится членораздельной, разделённой на фразы и предложения. Кроме того, с 3 до 5 лет память ребёнка работает наиболее интенсивно.
Стоит отметить, что учить детей английскому алфавиту стоит не раньше, как ребёнок начинает хорошо говорить, и не раньше начала обучения алфавиту родного языка. Выбор методик изучения английского алфавита для детей зависит от возраста и индивидуальных качеств ребёнка. Необходимо учитывать особенности ребёнка на каждом этапе изучения: как он обычно воспринимает информацию (визуально, тактильно или на слух), его темперамент (усидчивый, активный, творческий), его интересы на сегодняшний день. Выбрать следует те инструменты, которые ребёнку будут наиболее интересны и даваться по силам, так вы добьётесь большей вовлеченности и успеха [2: 67].
В данном возрасте ребёнок еще не боится совершать ошибок в ходе изучения английского языка. У него отсутствует психологический барьер, поэтому дети гораздо быстрее начинают говорить на иностранном языке. К тому же ребенок воспринимает процесс обучения как игру, поэтому грамотный преподаватель легко удержит интерес малыша. Конечно, детям сложно усидеть на месте, им тяжело долго сосредотачиваться на каком-либо одном деле, поэтому уроки английского выстраиваются таким образом, чтобы детям было интересно (посредством игр, песен, движения). Ребенок не приступает к изучению алфавита и грамматики сразу же, сначала он учится говорить, слышать и запоминать английские слова и фразы.
Еще одна особенность восприятия информации в этом возрасте – у детей хорошо развита образная память, поэтому алфавит демонстрируют наглядно. В этом помогают предметы, окружающие ребёнка, картинки, игрушки. Активно используется в изучении английского алфавита рисование, раскрашивание, вырезание, обведение по точкам – творческая работа также способствует более легкому запоминанию слов [3: 24]. Часто обязательная составляющая урока – физкультминутка, на которой все упражнения и действия также сопровождаются называнием их на английском.
Подходов к изучению английского алфавита для детей довольно много, но все они, так или иначе, содержат игровые элементы. Это связано с тем, что детей в первую очередь необходимо вовлечь в занятия иностранным языком. Ни один ребенок не проявит желания сидеть за скучными книжками и тетрадками.
Любимое занятие детей – это искать и разгадывать. Спрячьте несколько карточек с английскими буквами в классе или дома так, чтобы ребёнок мог их найти. Затем попросите поставить их в правильном порядке в предварительно разложенный алфавит, где не хватало английских букв, чтобы усложнить игру, можно распечатать слова или картинки, которые начинаются на эту букву. Можно включить песенку про алфавит, чтобы разнообразить игру.
Нарисуйте или купите плакат «English alphabet». Предложите ребёнку сыграть в «Нажми кнопку». Сначала малыш нажимает «кнопку-буковку», а вы её называете. Когда он познакомится со всеми буквами, предложите ребёнку самому назвать «кнопку», которую он нажал.
Чтобы провести веселый английский для детей, используйте различные игры с карточками. Например, легкая игра «Дорожка». Карты выкладываются в тропинку, по которой пойдет ребёнок. Задача ребенка – назвать изображенные английские буквы на картинках.
В «Снежный ком» можно играть, когда обучающий уже знает английский алфавит и некоторые слова. Вы последовательно друг за другом называете слова, начинающиеся на определённую букву, и каждый раз повторяете предыдущие слова. Например: ant – ant, book – ant, book – cat… Занятие помогает повторить алфавит и развивает память [1: 63].
Следующая игра на концентрацию и память ребёнка. Выберите несколько английских букв и называйте в разнобой слова, начинающиеся на эти буквы, а ребёнок должен указать на букву, с которой начиналось это слово.
Эффективно развивает внимательность и память ребёнка простенькая «Угадай-ка». На столе раскладывается несколько карт, на которых изображены английские буквы, которые необходимо запомнить за определенное время. По истечении указанного срока дети отворачиваются, а ведущий убирает одну карту с буквой. Задача игроков – верно назвать пропажу [2: 106].
Еще одно популярное карточное развлечение – «Бинго». В него можно играть как с одним ребёнком, так и с группой малышей от 4 до 7 лет. Ребятам выдаются подготовленные карточки с английским алфавитом. Ведущий называет английские буквы, а задача игроков – зачеркивать их в своей карточке. Кто первый соберет зачеркнутый ряд, тот и выиграл.
Стоит отметить, что игровая методика преподавания не только вызывает желание учиться, но она еще и развивает:
- память и логическое мышление;
- фантазию и воображение;
- разговорные навыки;
- правильное произношение;
- умение работать в команде [3: 45].
Маленькие дети очень быстро схватывают новую информацию, но также быстро без систематического повторения забывают её. Поэтому важно правильно построить работу по закреплению алфавита. Для этого также облеките её в форму игры.
Из выше сказанного стоит сделать вывод, что лучший способ научить детей английскому алфавиту – это игра, так как это самое популярное для них занятие в этом возрасте, в котором приобретённые знания применяются на практике и в котором обучающиеся пытаются справиться с поставленными задачами.
Родителям на заметку:
- Не начинайте занятия слишком рано, подождите, когда малыш будет хорошо говорить и знать буквы родного языка.
- При изучении алфавита не перегружайте ребёнка, давайте по несколько букв в день и не приступайте к следующей группе, пока он не выучит предыдущую букву.
- Давайте волю своей фантазии – используйте раскраски, карточки, плакаты, магнитные доски и всё, что вам придёт в голову. Главное – быть активным помощником в процессе запоминания.
- Проявите терпение. Не всем детям учёба даётся легко и быстро, будьте готовы к этому.
 
Литература
1. Земченко Т.В. Английский для дошкольников. – М.: ВАКО, 2015. – 156 с.
2. Иванова М.В. Английский для малышей. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 267 с.
3. Кириллова Ю.В. Английский для дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 78 с.

 

Автор: 
Николаева Надежда Юрьевна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ», Белгородская обл., г. Алексеевка.
Файл с материалами: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Kopilka_material | by Dr. Radut