Jump to Navigation

Николаева Е.М., Витенко И.В. Туристско-краеведческое образование как средство формирования личности обучающихся (Белгородская обл., г. Алексеевка)

Для любого государства задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у наших детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Современный период – это ещё и время смены ценностных ориентиров не только позитивных, но и негативных, которые оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, на отношение человека к человеку. Минимизировать эти социальные риски позволяет дополнительное образование подрастающего поколения, где ключевая роль отводится туристско-краеведческой деятельности. Именно она является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Туризм и краеведение как форма активного отдыха и дополнительного образования полезны каждому ребёнку, необходимы каждой развивающейся личности.
В связи с этим возрастает роль детско-юношеского туризма и краеведения. Активно участвуя в туристско-краеведческих мероприятиях, обучающиеся приобретают социальный опыт, тем самым формируется их гражданское самосознание, личная жизненная позиция. В современных условиях туристско-краеведческая деятельность детей относится к тем видам деятельности, которые наиболее интенсивно развивают в ее воспитанниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям. Ведь осознание себя как человека культуры, гражданина и патриота России происходит в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической туристско-краеведческой деятельности осуществляется непрерывно. Опыт показывает, что успешное развитие ребенка происходит при единогласии участвующих в воспитании как педагогов, так и детей. Общение и деятельность детей и взрослых дают возможность самореализоваться, самоорганизоваться, утвердиться в социуме, приобрести для себя значимые социальные черты и опыт.
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры. Одним из основных направлений деятельности отдела туризма и краеведения МБУ ДО «ДДТ» является комплексное изучение и исследование природы, истории, культуры, фольклора и быта местных жителей. В туристско-краеведческих объединениях учащиеся знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, историей. Это воспитывает у детей навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. Такой подход дает возможность правильно сформировать личность, а также, учитывая возраст ребенка, сконструировать его деятельность.
Реализовать потребности подростков в познании окружающего мира, культуры и истории родного края позволяют такие районные традиционные мероприятия, в зависимости от календаря и знаменательных дат, как олимпиада по школьному краеведению, конкурсы недели школьных музеев, конференции, экскурсии, туристические слеты, соревнования по туризму и ориентированию. Обучающиеся с интересом бывают на таких мероприятиях: участвуют в викторинах, ведут научно-исследовательскую работу, изучают памятные места как малой, так и большой Родины.
С 1993 года основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей является Программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество», смысл которого – помочь детям лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности. Движение базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использовании средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов. В рамках движения «Отечество» на базе отдела туризма и краеведения МБУ ДО «ДДТ» проводятся разнообразные мероприятия: муниципальные краеведческие конкурсы и олимпиады, конференции, семинары.
На протяжении многих лет туристско-краеведческой работой занимаются педагоги, профессионалы своего дела. Они постоянно совершенствуют формы и методы работы, используя инновационные и информационные технологии, повышая уровень профессионализма, обмениваясь опытом на семинарах, на методических объединениях, открытых занятиях, мастер-классах и обобщая свой педагогический опыт. С целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования и педагогическим работникам Алексеевского городского округа организуются семинары по темам: «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса», «Повышение роли организаторов туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях в обеспечении безопасности туристических походов с учащимися», «Туристское мероприятие как эффективная форма организации отдыха и оздоровления детей и подростков».
Для более эффективной работы в отделе создана информационная база: программно и учебно-методические материалы для педагогов дополнительного образования, руководителей туристско-краеведческих объединений. Это видеоматериалы (презентации, фильмы), сценарии мероприятий, разработки занятий, методические материалы для подготовки обучающихся к туристским соревнованиям, методическая литература, фотоальбомы, исследовательские работы обучающихся, викторины, топографические карты, буклеты, общеобразовательные программы.
Обобщая результаты туристско-краеведческой деятельности, можно сделать вывод о необходимости такой работы, которая дает возможность знакомиться с достижениями педагогической науки, современными технологиями воспитания и обучения, практическими советами по организации учебного процесса; а также выявлению текущих проблем и определению основных путей их разрешения для формирования личности учащихся.
Именно туристско-краеведческая деятельность в дополнительном образовании выступает мощным средством мотивации развития личности, дает неисчерпаемые возможности для создания ситуации успеха каждого обучающегося, для укрепления его личностного достоинства. Важно отметить, что творческий коллектив педагогов-единомышленников, имеющий богатый опыт работы, наличие материально-технической базы, желание детей заниматься туристско-краеведческой деятельностью и многочисленные достижения в различных конкурсах, помогают участникам учиться друг у друга и перенимать все самое лучшее. За каждым из перечисленных мероприятий стоит большая организационная работа, но вместе с тем она очень интересная и нужная.
Итак, дополнительное туристско-краеведческое образование детей – важнейший фактор развития личности обучающихся. Оно содействует формированию общекультурной и общепрофессиональной эрудиции; сформированности взглядов и убеждений и умению их самостоятельно оценивать; участию в практической общественной, культурной и профессиональной деятельности; духовной, нравственной и гражданской культуре; развитой интеллектуальности.
 
Литература
1. Аделунг Н.Н. Туристские тропы. – М.: Физкультура и спорт, 1961.
2. Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
3. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. – М.: ФЦДЮТур, 2005. – 216 с.
4. Попович Ю.А. Работа кружка юных туристов в школе. – М., 1998.

 

Автор: 
Николаева Елена Михайловна – методист, педагог дополнительного образования, Витенко Ирина Викторовна – заведующий отделом, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ», Белгородская обл., г. Алексеевка.
Файл с материалами: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Kopilka_material | by Dr. Radut