Jump to Navigation

Кузьмина И.М. Работа над звукоизвлечением – основа воспитания музыканта-скрипача (Республика Татарстан, г. Бугульма)

Когда идет речь об основах формирования скрипично-исполнительного мастерства, в это понятие часто вкладывается смысл совершенства технических (а в широкой практике – скорее ремесленных) сторон исполнительства. Между тем и этимология слова «мастер» свидетельствует о возможности обозначения с его помощью не только совершенного ремесла, но и высокого уровня искусства. Можно ли применять данное понятие, обсуждая вопросы начального обучения скрипача? Разумеется, да. Ориентация обучения начинающего лишь на овладение различными техническими элементами, а не на достижение в перспективе мастерства художественного творчества на инструменте с самого начала намного суживает горизонты исполнительного развития скрипача.
Извлекаемый из скрипки музыкальный звук всегда имеет определенный характер, обусловленный динамикой, тембром, видом штриха. Нельзя работать над звуком, забывая о том, что он всегда имеет тот или иной, желательный или нежелательный характер. Возможности применения динамических средств поистине неисчислимые. Совершенно необходимо научить будущего музыканта тщательно и глубоко изучать нотный текст, в частности все динамические обозначения, и столь же вдумчиво работать над нюансировкой. Но нужно понять и прочувствовать сущность произведения, составить своё собственное представление о том, как оно должно прозвучать в целом и во всех деталях. Не может быть музыкального звука без определенной окраски, тембровой выразительности звучания. Достижение звучания, соответствующего воспроизведением музыкальным образам в тембровом отношении, в равной мере, как и в динамическом, как и во всех других отношениях, – вот к чему должно быть направлено стремление музыканта-исполнителя.
Одним из самых привлекательных качеств скрипки, сделавшей ее «царицей» инструментов, является ее способность соперничать с человеческим голосом в красоте, певучести и выразительности тона. Она раскрывает перед исполнителем возможность извлекать льющийся, богатый тембровыми и динамическими оттенками индивидуальный художественный вкус.
Само понятие красоты звучания достаточно неопределенно и расплывчато. Что понимается под певучим, выразительным скрипичным звуком, как образуется подобный звук на инструменте, как работать над формированием такого звучания – этот и многие другие вопросы изучаются, обсуждаются и требуют разрешения практически в каждом скрипичном классе.
Вообще в вопросе о звукоизвлечении очень много составляющих моментов: это и элементы постановки, и смена смычка, струн, позиций, и вибрато, и многое другое.
Если говорить о методической стороне проблемы звучания, надо отметить, что работа эта должна вестись на всех этапах развития музыканта-исполнителя. Важнейшее значение имеет воспитание критического отношения к своей игре, к качеству извлекаемого звука. Все это надо воспитывать в учащихся с первых же уроков. И главное условие для продуктивной работы над культурой скрипичного звука – это звукодвигательная свобода начинающего скрипача, его правильное приспособление к инструменту и смычку. Хочется остановиться на нескольких моментах, составляющих качественное скрипичное звучание. Это, прежде всего, певучесть.
Скрипачам, работающим над достижением певучести, следует, прежде всего, уяснить себе характер взаимодействия правой и левой руки в образовании звука. Материальная основа – это правая рука. От нее зависит протяженность, сила, чистота, характер соединения звуков, их артикуляция. А с движением левой руки связан вопрос окраски звука, прежде всего, это чистота интонирования, сила нажима пальцев на струны и, конечно, вибрация.
Работа над певучестью – процесс практически беспрерывный, начиная от игры по открытым струнам, вслушиваясь в ровность звучания (это на самом первом этапе), но еще лучше на каком-либо конкретном звуке, очень чисто проинтонированном. Чистота интонации дает чистоту тона, т.е. без звукового «шлака».
Очень полезно упражнение с ведением смычка, начиная с мизинца, оставляя лишь указательный палец. Затем вести смычок вверх и отпускать пальцы в обратном порядке. Ошибочно многие учащиеся пытаются вибрацией прикрыть некачественный звук. Певучесть должна основываться на певучести самого смычка, проведение по струне которого должно рождать богато окрашенное звучание независимо от действия другой руки.
Важнейшим элементом плавности, слитности звучания является соединение звуков при смене направления смычка. Первое условие слитного звучания при смене смычка – внутрислуховое представление напевности, текучести скрипичного звука. Важную роль здесь играет взаимодействие всех частей руки: плеча, предплечья, кисти и пальцев. Характер координации их движений существенно меняется в зависимости от используемой части смычка. Целесообразно приступить к этому тогда, когда ведение смычка в целом станет правильным, свободным и устойчивым.
Владение несменным соединением смычка является необходимым условием художественного исполнения кантилены и в большей мере определяется общей культурой звука и культурой движения правой руки, что требует постоянной работы. Слышимость соединений смычка может иметь место по нескольким причинам:
- запаздывание обратного движения руки;
- в момент соединения смычка теряется плотность прилегания к струне;
- неумение облегчить воздействия веса правой руки.
Рекомендуется поиграть, держа смычок приблизительно на 15 см выше колодочки. Это способствует созданию образа «непрерывности» звука, смена смычка в средней части выполняется в принципе теми же приемами, что и в нижней части, различие только в весовых ощущениях. При игре в середине смычка нужно точно координировать движение плеча и предплечья, ибо именно здесь происходит передача их ведущей роли от одного к другому (ведь середина смычка состоит из 2-х частей: нижней, где звук достигается непосредственно тяжестью смычка, и верхней, где начинается легкое усилие указательного пальца).
При смене смычка в верхней его части также присутствует элемент инерционности. Поскольку звукоизвлечение здесь во многом зависит от весового воздействия руки на смычок, необходимо следить, чтобы в точке смены его направления давление трости на струну не ослабевало.
Осваивая сложный навык соединения звуков, важно следить за параллельным подставке ведением смычка. Затруднение здесь вызвано тем, что человеческой руке свойственны вертикально-круговые движения, которые нужно «переработать» в горизонтально-прямолинейные.
Говоря о певучести нашего инструмента, нельзя обойти наиболее певучий штрих «легато». Главное условие этого штриха – исполнение правой рукой как бы один идеально ровный звук при соединении нескольких нот легато. Овладение качественным штрихом в значительной мере зависит от ритмического компонента музыкальных способностей ученика. Поначалу ученик должен овладеть метроритмической ровностью при исполнении нескольких звуков одним движением смычка. Это зависит от двух условий: во-первых, от ритмически точных движений пальцев левой руки (а при переходах – от ритмической точности перемещения руки по грифу); во-вторых, от доигрывания смычком всех длительностей, особенно слабых долей. Исполнение мелодии «легато» требует мастерской координации игровых движений в двух «критических» ситуациях процесса соединения звуков: при смене направления смычка и при его переводах с одной струны на другую. И, разумеется, трудно преувеличить значение общей свободы и целесообразности движений при игре на скрипке для становления культуры скрипичного «легато». Действительно, в результате даже самой незначительной «зажатости» какого-либо сустава или излишнего напряжения мышц движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Поскольку звуковысотное представление мелодии в первую очередь связано с движениями пальцев левой руки, большую роль в культуре «легато» играет свобода и точность их игровых действий: падение пальца на струну, ее «отсекание» и последующий «отскок». Эти действия должны быть направлены к одной цели – связыванию отдельных тонов в общую, свободно льющуюся мелодическую линию.
Мелодическая и ритмическая точность во время перехода в легато на другую струну зависит от четкости, ритмической организации правой руки. Исполнение мелодий легато требует мастерской организации игровых движений: заблаговременное приближение смычка к последующей струне и некоторое увеличение плотности прилегания к ней в момент перехода. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остается на ней, пока оба звука не соединятся. Тогда возникает ощущение как бы одновременного, хотя откровенно и неслышного воспроизведения 2-х звуков.
Важный фактор для достижения хорошего легато – умение рационально использовать длину всего смычка, его частей и отрезков – неотделимо от строения музыкальной фразы. Речь идет о том, что главной задачей в работе над легато является выбор наиболее целесообразного варианта распределения смычка в тесном единстве с фразировкой. Одно из важнейших средств достижения выразительности фразировки, связанное с выявлением музыкально-логического начала, – распределение скорости ведения смычка. В этом плане можно классифицировать наиболее часто встречающиеся варианты распределения смычка на несколько видов.
1 вид – равномерное распределение целого смычка – употребляется в тех случаях, когда мелодия носит спокойный, повествовательный характер (Ридинг, концерт си-минор 1 часть, концерт соль-мажор 1 часть). Существуют также виды неравномерного распределения смычка в легато. Один из них применяется обычно при исполнении музыки взволнованного характера, с ярко выраженным крещендо к опорным звукам. В этом случае движение смычка сдержанно-экономное в начале к концу постепенно ускоряется, сочетаясь с постепенным увеличением давления смычка на струну (начало концерта Акколаи, начало Берио).
Еще один вид неравномерного распределения смычка – начало «Романса» Д. Шостаковича. Вниз три четверти, вверх – одна. Здесь нужно внимательно следить, чтобы при большей скорости движения смычка контакт его со струной был несколько слабее во избежание «выталкиваний». Есть более сложные варианты, когда под одной лигой сочетаются два противоположно направленных нюанса. Здесь большая интенсивность звучания приходится на середину лиги. Приторможенное движение смычка ускоряется, затем замедляется снова.
Наиболее распространенные ошибки в распределении смычка: экономия его в начале движения, затем играющий быстро проводит его оставшуюся часть, что вызывает усиление звука, а иногда и неоправданный акцент. И обратный случай, когда играющий «задыхается» вследствие нерасчетливого ускорения движения смычка в начале.
Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов тесно связана с воспитанием «беглости» пальцев («Прялка» Яньшинова). Во-первых, равномерное распределение смычка. Четкие и мелкие переходы на другие струны. Главная роль здесь отводится свободной кисти, взаимодействующей со вспомогательными движениями остальных частей руки. Требуется четко корректировать давление смычка при его перемещении от колодки к концу и обратно, а также с одной струны на другую. Необходимо как можно естественнее извлекать звук, т.е. максимально использовать вес правой руки и смычка для полнокровного звучания сей мелодической ткани – главного и сопровождающего голосов.
Те специальные приемы, которые ведут к качественному овладению легато – основополагающему и одному из сложнейших скрипичных штрихов, в значительной мере определяющих культуру звука скрипача, следует целенаправленно культивировать на всех этапах обучения. Говоря о связях штрихов с выразительными элементами техники левой руки, невозможно обойти молчанием необходимость хорошей координации штрихового оформления музыкальной фразы с вибрато-красивейшим и сложным средством музыкальной выразительности. Оно очень тесно связано со звукообразованием и звуковедением, с действиями правой руки со смычком в едином координационном процессе. В штрихе легато вибрация левой руки должна быть единой: необходимо передавать вибрацию от пальца к пальцу общим движением кисти, иначе любая грамотная работа правой руки не достигнет желаемого результата.
Также для поддержки грамотно звучащего легато необходимы незаметные переходы из позиции в позицию. Гриф должен рассматриваться как одно целое, рука скользит свободно, непосредственно во время переходов дослушивается каждый звук.
Переходы из одной позиции в другую нельзя рассматривать только как необходимый способ связи звуков. Это один из весьма действенных средств выразительности. Скрипачи очень часто намеренно пользуются переходами и в таких случаях, когда можно избежать смены позиции. Они руководствуются при этом художественными целями, либо желая сыграть данную мелодию, сохранив единую окраску звука, тембр одной струны, либо придать связи звуков тот или иной характер, который определяется исполнительским замыслом, фразировкой, темпом и находится в прямой зависимости от смысла данной фразы, от характера произведения в целом. Но для того чтобы сделать любой переход по возможности незаметным и воспользоваться им как средством выразительности, нужно освободить от напряжения не только левую, но и правую руку.
Суммируем основные принципы работы над этим штрихом, которыми можно руководствоваться в занятиях с учащимися разного уровня подготовки.
1. Слуховая настройка (установка) на мелодическую слитность, текучесть, напевность звучания.
2. Фразировка мелодии как музыкальная основа работы над разнообразными техническими приемами.
3. Последовательное изучение различных вариантов распределения смычка, основанное на анализе структуры и выразительности музыкальной фразы.
4. Систематическое совершенствование навыков соединения звуков при перемене направления смычка и его переходах с одной струны на другую.
5. Целенаправленная координация движений правой руки и смычка с элементами техники левой руки четкой артикуляцией пальцев, сменами позиций, вибрато.
В процессе занятий эти принципы важно осуществлять в комплексе. Среди разнообразных скрипичных штрихов detache (деташе) по своим музыкально-выразительным возможностям в наибольшей мере приближается к legato. Качество звука во многом зависит от правильного соотношения скорости ведения смычка и его нажима на струну. Самые типичные недостатки, встречающиеся у учащихся при игре этим штрихом:
1. Изменение качества звука в зависимости от направления движений смычка: звуки, приходящиеся на движение смычка вверх, не пропеваются, а продёргиваются, и их длительность укорачивается. Здесь нужен хороший слуховой контроль и свободное движение смычка, очень равномерное.
2. Ухудшение качества звука при смене смычка. Это бывает вызвано отсутствием кистевых и пальцевых движений, необходимых для сохранения параллельности ведения смычка по отношению к подставке. Это обычно приводит к поверхностному звучанию в момент смены смычка либо к появлению излишних акцентов.
3. Изменение силы и тембра звучания на протяжении одного штриха или одной фразы из-за отсутствия постоянной точки, в которой осуществляется сцепление смычка со струной. Это явление часто вызвано отсутствием правильной координации между движениями отдельных частей руки, когда смычок скользит вдоль струны, перемещается между подставкой и грифом.
Все эти недостатки надо предотвращать на начальном этапе обучения. Специфическим с точки зрения организации движений является исполнение этого штриха в быстром темпе. Такое применение detache, отличающееся чаще всего более слитной артикуляцией, можно назвать виртуозной detache. Здесь возникает дефицит времени. Ускорение темпа исполнения требует передачи ведущей роли движениям менее крупных частей руки. Иначе всё будет звучать тяжеловесно.
Для реализации варьированности тембровой окраски звучания штрихов в зависимости от выразительных задач исполнения нужно использовать различные соотношения скорости движения смычка с его давлением на струну. Преобладание в широком штрихе скорости над относительным небольшим давлением дает более светлый, серебристый звук. Определенное же увеличение плотности прилегания смычка к струне при его небольшой скорости, напротив, создает звук более густого тембра.
Декламационное detache отличается разделительным нон-легатным соединением. Подобное артикулирование звуков свойственно исполнению скрипичных сочинений И.С. Баха. Способ исполнения декламационного detache имеет две особенности. Первая состоит в том, что в момент смены направления смычка давление на струну несколько ослабляется.
Другая особенность – это исполняется небольшим отрезком верхней половины смычка. Ведущее движение осуществляется не предплечьем, а плечом. При этом рука в локтевом суставе разгибается минимально. Важнейшую роль в освоении штриха detache на начальном этапе обучения должно играть целенаправленное изучение этюдного материала.
Маркированное detache – подчеркнуто-выделенный штрих. Он чаще всего применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующей особого подчеркивания, утяжеления. Этот штрих, как правило, употребляется в мелодичных построениях, изложенных четвертями или восьмыми нотами (Прелюдия «Аллегро в стиле Пуньяни» Ф. Крейслер). Штрих этот характеризуется активной, акцентированной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым его ослаблением к концу. Двигательная основа исполнения маркированного detache состоит в чередовании мышечного импульса, наступающего сразу после перемены направления смычка, движущегося по инерции, и последующего уменьшения его давления, сочетаемого с достаточно быстрым проведением по струне. Подобное чередование большей и меньшей активности на протяжении одного движения смычка представляет немалую трудность. Поэтому еще в младших классах должно быть уделено внимание к подготовке к освоению данного штриха. В будущем это положительно скажется не только на формировании смычковой техники, но окажет благотворное воздействие на музыкально-исполнительское развитие ученика в целом.
Раннее освоение всех трех видов detache – слитного, декламационного и маркированного – создает прочный фундамент для дальнейшей разносторонней работы над данным штрихом, над штрихами, производными от него, и гибкого применения их различного характера. Надо всегда помнить, что в процессе освоения штрихов должно прослеживаться эмоционально окрашенное представление учащегося о музыкально-выразительных возможностях того или иного штриха с музыкально-речевой основой её интонирования. Раннее систематизированное изучение штрихов в детской музыкальной школе создаёт реальные предпосылки для более интенсивного музыкально-художественного воспитания скрипача.
 
Литература
1. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. – Санкт-Петербург, 2000. – 240 с.
2. Григорьев В. Проблемы звукоизвлечения на скрипке: Принципы и методы. Методическая разработка для преподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусства. – М., 1991. – 20 с.
3. Либерман М., Берлянчик М. Культура скрипичного тона. – М.: «Музыка», 2011. – 270 с.
4. Флеш К.«Искусство скрипичной игры: часть 1. – Лейпциг: Петер. – 310 с.
 

 

Автор: 
Кузьмина Ирина Михайловна – преподаватель по классу скрипки МБОУ ДО «БДШИ № 2» БМР РТ, Республика Татарстан, г. Бугульма.
Файл с материалами: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Kopilka_material | by Dr. Radut