Jump to Navigation

Бадина М.Б. Учебно-методическое пособие «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» (Иркутская обл., г. Усть-Кут)

Знакомство с одной из форм работы на уроках сольфеджио теорией музыки, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач пособия. Как сделать теоретический материал интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Авторы предлагают свои варианты методики преподавания теоретического музыкального материала с использованием современного инструментария.
Пособие может быть рекомендовано преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ.
 
Содержание
 
Пояснительная записка
В условиях современной системы музыкального образования достаточно разработанной является область методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах. Задачи, поставленные перед учебной дисциплиной, включают в себя многогранное изучение стилей, интонаций, ритмов. Нельзя не признать, что в настоящий момент многие практики и методики устарели и не решают современных актуальных педагогических задач. Об этом свидетельствуют традиционные учебные пособия по теории музыки, которые не влияют на развитие и раскрытие творческого потенциала учащегося.
Теоретические сведения – одна из главных и неотъемлемых форм работы из семи существующих на уроках сольфеджио. Особенно теоретические сведения важны на первоначальном этапе обучения, т.е. с первого класса изучения дисциплины.
Актуальность учебно-методического пособия
«Правила по сольфеджио в картинках и стихах»
Набор в первый класс в ДШИ подразумевает прием детей от 6,6 и до 8 лет, поэтому группы формируются разновозрастные. Кто-то уже посещает общеобразовательную школу и умеет писать, а кто-то еще этому не научился. Перед педагогом встает задача, как же донести правила по теории до учащихся, чтобы ребенок мог усвоить их. Добиться интереса учащихся к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Сделать их такими поможет предлагаемое пособие, в котором представлены правила по теории сольфеджио в виде стихов, сказок, игр. Различные творческие задания в конце каждого правила помогут закрепить пройденный материал. Педагогам это пособие позволит сэкономить драгоценное время на уроке, у них отпадет надобность делать подробные записи правил в тетради. Родителям будет легче помочь детям в освоении нового предмета.
Пособие является инновационным как для преподавателей, так и для школы в целом, так как в ДШИ до настоящего времени подобные пособия преподавателями не составлялись и в таком формате учебный материал учащимся не преподносился. Необычный принцип подачи материала опирается именно на активную практику детского познания – стремление действовать, создавать, конструировать, творить, сочинять и др.
Учебно-методическое пособие «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» имеет положительную рецензию преподавателя ГБПОУ ИО «Братское музыкальное училище» Егоровой О.В. с рекомендацией к практическому использованию в качестве дополнения к учебным пособиям по сольфеджио. Учебно-методическое пособие утверждено на заседании педагогического совета МБУДО ДШИ УКМО, Протокол № 3 от «30» декабря 2016 г.
Материал «Правил по сольфеджио в картинках и стихах» изложен с учетом возрастных особенностей учащихся 1 класса и в строгой последовательности согласно программным требованиям дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение», «Народные инструменты», предметная область «Теория и история музыки», учебный предмет «Сольфеджио».
Цель учебно-методического пособия: формирование у учащихся комплекса знаний, умений, навыков в области теории музыки, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи:
1. Обучающие:
- приобретение знаний по музыкальной грамоте;
- понимание значения основных элементов музыкального языка;
- обучение первоначальным навыкам анализа средств музыкальной выразительности.
2. Развивающие:
- развивать музыкальное мышление и память;
- развивать навык анализа и обобщения музыкального текста, владения музыкальной терминологией;
- развивать творческие способности обучающихся.
3. Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной работы в домашних условиях;
- воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности как способа самовыражения личности.
В данном учебно-методическом пособии применены следующие современные педагогические технологии:
- технология активных методов обучения;
- технология развивающего обучения.
Принципами обучения в пособии являются:
- связь теории с практикой (каждое правило закрепляется на практике);
- систематичность и последовательность (содержание учебного материала разделено на логически завершенные части, которые последовательно реализуются; в конце раздела обязательно проводится обобщение и систематизация знаний);
- доступность изложения (материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся; применяемые методы обучения связаны с условиями протекания процесса обучения; широко используется аналогия, сравнение, сопоставление).
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, метод игровой мотивации, наглядный метод.
Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является познавательная активность учащихся. Для активизации внимания в пособии использованы наглядность в виде картинок, а также изложение правил в стихотворной форме и в виде сказок. Кроме того, содержится очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнить определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний.
Игровые формы (ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельностные) на уроке сольфеджио в сочетании с другими приемами и формами обучения повышают эффективность преподавания.
Применение проблемно-поискового подхода (познавательные и практические задания, постановка проблемных вопросов, создание ситуаций) позволяет учащимся осваивать те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе по учебному предмету «Сольфеджио».
Для воплощения авторского замысла были применены организационно-педагогические условия, при которых содержание, формы, методы изложения материала направлены на всестороннее развитие учащихся; психолого-педагогические условия, направленные на творческое сотрудничество педагога и учащихся, при которых содержание, приемы и организационные формы направлены на освоение теории предмета «Сольфеджио».
При изучении учебного материала используются следующие средства обучения:
- дидактический материал: карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гамм, карточки с названиями интервалов и др.;
- ТСО: доска, фортепиано, телевизор, ноутбук с подключением к сети Интернет;
- материалы (нотная тетрадь, карандаш, ручка, ластик);
- мультимедийные презентации, содержащие проверочные задания по темам.
Ожидаемые результаты
В результате обучения с опорой на данное пособие у учащихся должны сформироваться навыки:
- владения знаниями теории музыки согласно программе 1 класса;
- самостоятельной работы в домашних условиях;
- анализа средств музыкальной выразительности.
Пособие «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» учитывает психолого-физиологические особенности восприятия информации младшими школьниками. Так, в издании присутствует композиционное единство:
- пособие представляет собой единую структуру с содержательной стороной текста;
- единый шрифт пособия;
- расположение текста на страницах;
- выделение в тексте терминов и понятий, ключевых слов, заголовков и подзаголовков;
- яркое красочное оформление страниц, использование иллюстраций.
Учебно-методическое пособие будет интересно преподавателям ДШИ, ДМШ, учителям общеобразовательных школ и учащимся, а также их родителям.
 
Методика работы с учебно-методическим пособием
Отличительной чертой предлагаемого пособия является системное изложение активных методов обучения на уроках сольфеджио. Кроме того, пособие содержит иллюстративный материал по каждой теме [5], с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися теоретических знаний. Известно, что в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у учащихся этого возраста, как правило, развито слабо, и лучше они усваивают теоретические знания в дидактической форме, учебный процесс становится для них психологически комфортным.
С самых первых уроков происходит знакомство со звуками. В пособии подробно дается определение шумовых и музыкальных звуков [7]. Далее представлено задание на различение шумовых и музыкальных звуков по картинкам. При изучении нот учащимся предлагается запись их на линейках, между, под первой и добавочной линейками, а также правописание скрипичного и басового ключа. Знакомство с клавиатурой в стихах помогает учащимся быстрее запомнить названия нот и их расположение.
Для активизации внимания в пособии использованы наглядность в виде картинок, а также изложение правил в стихотворной форме и в виде сказок [8]. Например, при изучении темы «Гамма. Звукоряд. Ступени» в стихотворной форме дается понятие тоники, гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней. Сказка о длительностях помогает прочувствовать через шаг и запомнить счет каждой длительности. Также по этой теме учащимся предложена игра на соотнесение разницы между короткими и длинными звуками. Картинки животных по теме «Интервалы» помогают наглядно представить звучание каждого интервала. Такой метод позволяет подкрепить в дальнейшем слуховые ощущения детей образно-эмоциональным рядом: дети будут слышать не абстрактным интервал, а ассоциативно соотнесенный с ним определенный «персонаж» с присущим ему «характером» (например: у «носорога» -б7- острый рог, поэтому он звучит резко; «жираф» - ч8- самый высокий и т.д.).
Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин. По этой теме представлены различные ритмические задания, выполняющие обучающую функцию: учащимся предлагается прочитать слова с названием животных и определить в них долгие и короткие звуки, либо прохлопать, расставить длительности или тактовые черты, а также найти затакт, что является непростым для них заданием [2, 3]. На начальном этапе знакомства с двумя ладами очень важно представить их в виде двух разнохарактерных братьев, в которых «Мажор – веселый брат», а «Минор – грустный». Таким образом, ладовый слух учащихся в дальнейшем начнет воспринимать ладовое наклонение как самостоятельную музыкальную категорию.
 
Заключение
В пособии представлено очень большое количество заданий, где учащиеся могут самостоятельно выполнять определенные виды действий, что приведет их к усвоению новых знаний и развитию творческих способностей. Кроме того, все методические принципы, изложенные в данном пособии, направлены на совершенствование обратной связи при групповом изучении материала, на углубление самого процесса познания, на привитие навыков в самостоятельном добывании знаний, дающих учащимся наибольшее удовлетворение. На уроке, с одной стороны, в занимательной форме организуется мыслительный процесс, с другой – учащимся предоставляется выбор средств, усиливающий процесс восприятия материала.
 
Литература
1. Геталова О. Секреты Дилидона. – СПб.: Композитор, 2000.
2. Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио. 1 класс. – Кострома: «Кострома», 2011.
3. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс. – М., 2007.
4. Королева Е.А. Длительности нот (дошкольное образование) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36764.php - свободный (Дата обращения: 11.11.2016).
5. Страшко А. Лад. Основы теории музыки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.studio.starport.ru/main/statyi/mt_9.php - свободный (Дата обращения: 11.11.2016).
6. Федотова Н. Учимся, играя – Иркутск, 2001.
7. Федотова Н.Ф. Звуки шумовые и музыкальные, высокие и низкие. [Электронный ресурс] // Авторская программа «Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста» – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2937812-p2.html - свободный (Дата обращения: 11.11.2016).
8. Халилова, З.Ф. Сказка «Мажор и минор» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/skazka-mazhor-i-minor-3204705.html - свободный (Дата обращения: 11.11.2016).
 

Внимаение! Полный текст учебно-методического пособия «Правила по сольфеджио в картинках и стихах» находится в прикрепленном файле.

Автор: 
Бадина Мария Борисовна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО, Иркутская обл., г. Усть-Кут.
Файл с материалами: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Kopilka_material | by Dr. Radut