Jump to Navigation

Комольцева О.И. Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Словосочетание» (Иркутская обл., г. Братск)

Аннотация. Проблема изучения способов связи слов в словосочетаниях – одна из самых острых в синтаксисе. Умение использовать средства связи в словосочетаниях важно для формирования культуры речи учащихся. Также тема «Словосочетание» используется в заданиях ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, поэтому освоение данной темы должно проходить на высоком уровне. Урок полезен учителям русского языка, преподающим в 5 и 6 классах. В уроке представлены фронтальные, групповые, индивидуальные виды работы, которые помогают в формировании УУД. В ходе урока учащиеся пользуются поисковым, частично-поисковыми методами. Учитель играет роль тьютора, который направляет учащихся и помогает выбрать верный путь исследования для повторения и закрепления материала.
 
Предмет: русский язык
Учитель: Комольцева Ольга Ивановна
Тема урока: Словосочетание. (Повторение в начале учебного года)
Цель урока:формирование умения определять вид связи в словосочетании.
 
Задачи для ученика
1. Повторить сведения о словосочетании;
2. Учиться находить словосочетания в предложениях;
3. учиться составлять словосочетания с разными видами связи.
 
Задачи для учителя
Образовательные.
  1. Формирование умения вычленять словосочетания из предложений;
  2. Совершенствование умения различать словосочетание и предложение
  3. Совершенствование навыка распознавания главного и зависимого слова;
  4. Совершенствование умения употребления словосочетаний в речи;
Формирование умения определять вид связи в словосочетании.
Развивающие.
  1. Развитие внимания, памяти;
  2. Развитие культуры речи;
  3. Развитие умения адекватной самооценки.
Воспитательные.
  1. Воспитание активности, самостоятельности, умения работать в паре
Тип урока.
Урок - повторение
Форма урока.
Комбинированный
Опорные понятия, термины.
Орфограмма, словосочетание, части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог), главное слово, зависимое слово, окончание, словарная работа.
Новые понятия
Виды связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
Формы контроля.
Опрос, тестирование, самостоятельная работа
Формы оценки.
Самооценка, взаимооценка, экспертная оценка учителя.
Домашнее задание.
Дифференцированное
 
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Комментарий
Форма организации деятельности учащихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
t
Этап самоопределения к деятельности
Выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке
Приветствует учащихся.
Ориентирует к деятельности.
Знакомит с критериями оценки деятельности на уроке
Готовятся к работе на уроке;
знакомятся с критериями оценки.
Учитель: Здравствуйте, ребята!  Урок русского языка в вашем классе сегодня проведу я. Меня зовут Ольга Ивановна, и я очень рада знакомству с вами и поприветствую вас так: СЛАЙД. Надеюсь, наша совместная работа на уроке будет интересной и продуктивной. На ваших столах лежат небольшие папки с раздаточным материалом. Откройте их, пожалуйста. Свою работу на уроке вы будете оценивать по критериям, ознакомьтесь с ними. Набранное количество баллов записывайте в карточку оценивания, которая находится на этом же листе. В конце урока эти баллы превратятся в оценку. За правильные ответы вы будете получать вот такой флажок, а в конце урока мы посмотрим, кто из вас наберёт их больше всего. Это плюс к набранным вами баллам. Всё ли вам понятно?
Фронтальная
Словесный
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: владение основами выбора в учебной деятельности;
Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению
Приветствие, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу
 
 
Определение системы оценивания на уроке
3
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Актуализация используемых ранее способов действий
С помощью фронтальной беседы подводит учащихся к формулированию темы урока.
Актуализирует знания, необходимые для изучения нового материала
 
Повторяют сведения о словосочетании, формулируют тему и цели урока совместно с учителем
На доске написаны слова: посадить, чувствительное, поражаться, в теплице, сердце, всегда.
 
Учитель: Прочитайте слова вслух, соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма.
 
Учитель: какие еще слова можно соединить между собой. (Чувствительное сердце. В обоих случаях пропущена непроизносимая согласная  в корне слова).
 
Учитель: назовите и охарактеризуйте последнюю пару слов?
Назовите слова, которые вы соединили. Определите, какое лингвистическое явление они собой представляют, и определите тему урока.
Фронтальная
Словесный
 
Беседа
Познавательные: умение вычленять проблему (затруднение) и формулировать ее
Коммуникативные: умение слушать, выделять главное
Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Актуализация опорных знаний
 
5
Постановка учебной задачи
Подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока.
Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует к определению учебных задач
Формулируют задачи собственной деятельности совместно с учителем
Мы соединили слова посадить в теплице, чувствительное сердце, всегда поражаться.
Тема урока «Словосочетания».
Учитель:  Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и записи на доске:
1.Повторить все, что….
2.Учиться находить в……..
1.Беседа.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? (из двух, из главного и зависимого слова)
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? (от главного слова можно поставить вопрос к зависимому, зависимое слово подчиняется главному)
– Как связывается зависимое слово с главным? (по смыслу и грамматически)
– С помощью чего устанавливается смысловая связь? (с помощью вопроса)
– С помощью чего выражается грамматическая связь? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания)
- Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание (соединение двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?
- Все ли слова могут сочетаться друг с другом? (нет, в словосочетании должен быть смысл; если да, то прошу составить словосочетание из глагола и прилагательного)
Фронтальная
Практический
 
Частично-поисковый
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познавательные: умение самостоятельно или совместно с учителем планировать пути достижения цели
Определение учебных задач
2
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез
Предлагает проект действий, способствующих выходу из затруднений. Опираясь на учебный материал, мотивирует к открытию нового знания
Реализуют предложенный учителем проект. Совместно с учителем ищут выход из проблемной ситуации. Осуществляют поиск нового знания
2. Самостоятельная работа
Задание №1. Рассмотрите иллюстрацию на странице 170. Составьте возможные словосочетания с данными словами. Запишите их в столбик.
Какие словосочетание вы составили? Спрашиваю одного-двух учеников.
А теперь проверим (по СЛАЙДУ). Оцените свою работу по критериям, результат запишите в карточку оценивания.
Задание №2. Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно).
1. Средний род. Главное слово – род.
2. Первый учитель. Главное слово – учитель.
3. Папины очки. Главное слово – папины.
4. Записать задание. Главное слово – записать.
5. Прочитать книгу. Главное слово – книгу.
6. Знакомый читателям. Главное слово – читателям.
7. Быстро бежать. Главное слово – быстро.
8. Бежать наперегонки. Главное слово – бежать.
9. Платье из шелка. Главное слово – платье.
Если затрудняются задавать вопрос от главного слова, первый вопрос задаю сама.
Из каких частей состоит словосочетание? (из главной и зависимой)
Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу)
Какие грамматические средства связи слов в словосочетании нам известны? (Если есть затруднения в ответе, помогает учитель – основные средства синтаксической связи в словосочетаниях – окончание, предлог и окончание.)
Что нельзя назвать словосочетанием? Вернёмся к словосочетаниям, которые вы записали в тетради. Попробуйте каждое из них изменить по падежам, числам, родам. Всегда ли в словосочетаниях средством связи являются предлог и окончание?
Индивидуальная
 
 
 
 
 
 
Фронтальная
Самостоятельная работа
 
 
 
 
 
 
Словесный
 
 
 
 
 
 
Беседа
 
 
 
 
 
 
Наглядный
 
 
 
 
 
 
Объяснительно-иллюстративный
 
 
 
Практический
 
 
 
Частично-поисковый
Регулятивные: умение выдвигать версии;
Познавательные: умение классифицировать;
Коммуникативные: умение работать индивидуально, умение дополнять, уточнять
 
 
 
 
 
 
Смысловое чтение
Выполнение задания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10
Первичное закрепление во внешней речи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Динамическая пауза. Физкультминутка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Смена деятельности, эмоциональная и физическая разгрузка
Инициирует работу в парах, создаёт условия для самооценки деятельности, способствует расширению возможностей нового знания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Организует динамическую паузу
Работают в парах
 
Работают с учебником
 
Применяют новое знание в изменившейся ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Осуществляют деятельность, организованную учителем, двигаются, используя пространство класса
Задание № 3
 Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
  • Мой друг
  • Никогда не говорит
  • Не говорит о товарищах
  • Не говорит насмешливо
Проверка по слайду.
Учитель: поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
Задание № 4.  (Слайд):
Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без  (общее)  дела;  про  (молодая) зелень;  по  (синий)  простору.
Задание № 5. (Слайд):
Чем различаются данные словосочетания?
Посетить музей – посещение музея.   Лунное сияние  –  сияние луны.
Задание № 6. а, б (Слайд):
Одеть или надеть?        
  • …………….. на малыша;
  • ……………. в плащ;
  • ……………. фуражку на себя;
НАДЕТЬ – что на кого?   На что?
ОДЕТЬ – кого во что?
Оплатить или заплатить?
  • ……………… покупку
  • ……………… проезд
  • ……………….за проезд
  • ……………… за билет
оплатить  что-то
заплатить ЗА что-то
3.Работа с учебником.
Упр. 59(2п),
Упр. 60 (у)
4.Индивидуальная
В следующем файле раздаточного материала небольшие цветные карточки, на которых записаны словосочетания. Напишите на карточке своё имя и фамилию, определите вид связи в указанном словосочетании. Подойдите к планшетику, на котором указан данный вид связи, и опустите карточку в кармашек планшета.
Если задание выполнено верно, то в каждом планшете должны оказаться карточки одного цвета. Смотрим, кто допустил ошибку. Остальные добавляют один балл в карточку оценивания.
 
5. Словарно-орфографическая работа.
– Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генеральная уборка.
– А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
– Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”
– Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
(Ле-ген-да)
– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?
Ответы учащихся:
– Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
– Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
Слово учителя:
– Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.
– Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается определенная доля вымысла.
Слово учителя:
– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.
– Расскажите о правописании слова легенда.
(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить).
– Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.
 
Два ученика по очереди рассказывают легенды о ландыше.
IС богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
– Найдите словосочетания в первой легенде. (По мере их называния учитель записывает их на доске). (связана с богиней, легенда о ландыше, появлении ландыша, попала в лес, заблудилась на охоте, влюбились в нее, стали преследовать незнакомку, прекрасную незнакомку, убежала от них, красивого тела, во время бегства, падали капельки, душистые капельки, капельки пота, волшебной красоты)
II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний (в Австрии существует, белые колокольчики, колокольчики ландышей, фонарики гномов, ожерелье Белоснежки, спасаясь от мачехи, злой мачехи, рассыпала его,  превратились в цветы, грустные цветы, белые, цветы).
– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.
– Это слово прекрасную, так как в нем буква ю обозначает два звука: [ Й] и [У].
– Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошел процесс оглушения.
– Это слово Белоснежка, так как буква ж здесь обозначает звук [ш].
– О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
У детей на столах тексты.
Славяне создали свою («прил.+сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова («гл.+сущ»). На свою беду она («гл.+сущ.») Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать («сущ.+сущ».), но не нашла его на берегу. («нар.+гл.») Волхова, («сущ.+гл.») среди трав, превратившись в («прил.+сущ.») с изумительным ароматом.
Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
- Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.
Ребята записывают текст, восстанавливают пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав.
- Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему?  (Слезы упали- это грамматическая основа).
- Какое название наиболее точно отражает содержание текста - Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание)
Парная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная
Практический
 
 
 
 
 
 
Частично-поисковый
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Познавательные: умение классифицировать;
Личностные: умение сохранять здоровье
Смысловое чтение
 
 
 
 
 
 
Регулятивные: умение выдвигать версии;
Познавательные: умение классифицировать
Составление опорной таблицы, схемы
7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
Включение «открытия» в систему знаний
Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Озвучивает тему следующего урока, прослеживает связь предыдущего, текущего и последующего уроков
Строят предположения о связи темы текущего урока с последующим учебным материалом
На следующем уроке вы начнёте повторение второстепенных членов предложения. Скажите, как тема нашего урока сегодня связана с второстепенными членами предложения? (подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, но вместе с распространяющими их словами составляют словосочетание; знание видов связи, умение определить главное и зависимое слово, правильно заданный вопрос помогут определить, каким членом предложения является слово)
Фронтальная
Словесный
 
 
 
 
 
 
Беседа
Познавательные: умение развивать мотивы своей деятельности;
Личностные: формирование ответственного отношения к учению
Формирование целостного восприятия учебного материала, мотивация к открытию нового знания
1
Повторение и закрепление изученного
Проверка умения определения вида связи в словосочетаниях
Организует повторение изученного на уроке и осуществляет обратную связь
Повторяют изученное на уроке, осуществляют самооценку результатов деятельности, выполняют тест по теме урока
Вернёмся к словосочетаниям, которые вы составили в начале урока.
Задание №4. В каждом из них обозначьте главное слово, задайте вопрос к зависимому, надпишите, чем выражены главное и зависимое слово, определите вид связи.
Через 3 минуты прошу сильного ученика прокомментировать разбор одного словосочетания. Остальные проверяем по СЛАЙДУ. Оцените свою работу по критериям, результат запишите в карточку оценивания.
А теперь возьмите, пожалуйста, пульты, которые лежат у вас на столах. На экране будут появляться вопросы теста и варианты ответов. Работая в паре, выберите правильный ответ, нажмите нужную цифру на пульте, после этого нажмите SEND.
Результаты электронного тестирования запишите в карточку оценивания.
 
Индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Парная
Самостоятельная работа
 
 
 
 
 
Комментированное письмо
 
 
 
 
 
 
Тестирование
Познавательные:
умение строить логическое рассуждение и делать выводы; формирование компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные: умение работать в паре, умение осуществлять контроль собственной деятельности;
Регулятивные: умение оценивать собственное достижение учебной задачи
Закрепление изученного материала, применение полученных знаний на практике
6
Итог урока Домашнее задание
Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике
Инициирует выбор индивидуального домашнего задания
Определяют домашнее задание, делают записи в дневнике
Посчитайте, какое количество баллов вы набрали за выполнение письменных заданий и добавьте по одному баллу за каждый флажок. Если вы набрали 27 – 30 баллов, ваша оценка за урок – 5, ваше домашнее задание: составить по 3 примера словосочетаний с разными видами связи, обозначить главное слово, задать вопрос к зависимому, надписать, чем выражено главное и зависимое слово, указать вид связи.
Если вы набрали 20 – 26 баллов, ваша оценка за урок – 4, ваше домашнее задание – упражнение 463.
Если вы набрали 15 – 19 баллов – ваша оценка – 3, ваше домашнее задание – упражнение 462.
Домашнее задание для тех, кто набрал менее 15 баллов – упражнение 461.
Индивидуальная
 
Дифференцированное домашнее задание, исходя из набранных баллов
Познавательные: умение развивать мотивы своей деятельности;
Личностные: формирование ответственного отношения к учению
Определение самостоятельной деятельности
2
Рефлексия деятельности
Самооценка учащихся своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят задачи и результаты действия.
Вернёмся к задачам, которые мы определили в начале урока. Посмотрим на нашу ромашку. Что нам удалось, а что нет. Вместе подводим итоги урока.
 Если останется время, спрашиваю, с помощью каких словосочетаний можно попрощаться. СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИЛИ ОШИБОК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Благодарю особо отличившихся учащихся, поддерживаю учащихся, испытавших затруднения.
 
Благодарю всех за хорошую работу, желаю успехов в изучении русского языка. Спасибо!
Индивидуальная
 
 
 
 Фронтальная
Беседа
Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самооценки
Подведение итогов урока, заполнение карточки оценивания, самооценка и взаимооценка деятельности учащихся, экспертная оценка результатов деятельности учащихся учителем
1
 
 
 
 

 

Автор: 
Комольцева Ольга Ивановна – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 46», Иркутская обл., г. Братск.
Материалы конкурса: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konkurs_work | by Dr. Radut