Jump to Navigation

Зайцева Е.И. Технологическая карта урока технологии в 3 классе по теме «Мосты» (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Данная технологическая карта урока технологии предназначена для учащихся 3 класса. Разработка урока может быть использована учителями начальных классов и технологии. Учебный материал рассматривается с научной точки зрения, для формирования у учащихся целостного представления о мостах, ребятам предлагается совершить путешествие в историю появления мостов, познакомиться со специальными архитектурно-строительными терминами (обработка новой информации, заполнение кластера). Применение информационных ресурсов способствуют повышению активности и учебной мотивации учащихся, развитию познавательного интереса. Урок простроен с учётом принципов здоровье сберегающего обучения.
 
Тема: Мосты
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода
Цель урока: Создание условий для формирования знаний о мостах и приёмах их конструирования и моделирования
Задачи:
- Сформировать представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком;
- Ввести алгоритм подвижного соединения деталей;
- Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выполнить:
-макет подвесного моста;
-составлять и оформлять правила сохранения и защиты воды.
Личностные:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
-ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
-осознание необходимости успешности при освоении темы.
Познавательные:
-раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод»;
-определять тип и назначение сооружения для переправы через водное пространство и обосновывать своё мнение;
-использовать приобретённые знания для составления правил сохранения и защиты воды.
Коммуникативные:
- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно оценивать результат учебной деятельности.
Регулятивные:
- выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом;
- распределять обязанности для выполнения учебного задания;
- выполнять взаимопроверку, взаимооценку, самооценку учебного задания.
Оборудование к уроку: учебник, рабочая тетрадь «Технология», образец: модель моста, индивидуальные знаки для самооценки, презентация «Мосты».
Ход урока
 
Этап урока
Деятельность ученика
№ слайда
Время
Деятельность детей
Предполагаемый
результат
1.Мотивация учебной деятельности.
- Добрый день, ребята!
- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения, но и прибавит каждому частичку мудрости.
 - Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, а помощниками вам в этом будут:
внимание
творчество
ваши знания
№1
1
Ответы детей
Дети улыбаются друг другу и учителю.
Положительный настрой на урок.
2. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, отгадайте загадку.
Если речка широка
И крутые берега,
Чтоб до цели вам добраться
И сухим притом остаться,
Вам не нужен самолёт,
Вертолёт и луноход.
Ведь ответ загадки прост:
Через речку строят ….(Мост)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Какие цели и задачи будем выполнять?
- Да, сегодня мы с вами узнаем много нового о мостах и сконструируем один из них.
№2
 
 
 
 
 
 
 
 
№3
1
Ребята отгадывают загадку.
Определяют тему урока, цель и задачи
Самостоятельно определяют тему урока, цель и задачи
3.Изучение теоретического материала. Составление кластера
I.Работа в группах:
1 группа - «История мостов»
Мост – искусственное сооружение для перехода или переезда. С глубокой древности мостом служит бревно, перекинутое через ручей. Такой мост называют примитивным. В 12 столетии в Киеве сооружали наплавные мосты для переправы через реку деревянные мосты, которые не только позволяли переправиться на другой берег, но и способствовали судоходству. В Южной Америке примерно с 11 в. получили распространение верёвочные мосты (при угрозе нападения их можно было легко разобрать, тем самым лишая противника возможности быстрого захвата города), которые инки сооружали для переправы через горные разломы и реки с сильным течением.
В Москве первый каменный мост был построен через реку Неглинную в 1367-1368 годах по решению Великого князя Московского Дмитрия (впоследствии Дмитрий Донской). Первый каменный мост через Москву – реку был по проекту мастера палатных дел Кристлера из Страсбурга в 1643 году по приказу царя Михаила Фёдоровича Романова. С конца 18 века для строительства мостов начали применять металл. В 20 веке стали строить мосты из железобетона.
В настоящее время во Владивостоке строится один из самых больших в мире вантовых мостов.
2.группа-«Виды мостов по типу переправы»
Мосты бывают разных видов: через реку, озеро, пролив или любое другое водное препятствие (балочный, арочный, висячий); через дорогу (путеводитель); через овраг или ущелье (виадук).
3группа - «Виды мостов по области применения»
По области применения мосты делятся на: железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные (предназначены для переезда или перехода с одного берега на другой), комбинированные (например, автомобильно-железнодорожные), водные путепроводы (мосты для кораблей с низкой ватерлинией – линией соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна), акведуки (мосты для транспортировки воды), виадуки (мосты через овраги или ущелья; соединяют точки, равные по высоте).
4 группа - «Виды мостов по типу конструкций»
Мост строят из прочных металлов (сталь и алюминиевые сплавы), железобетона, природного камня, дерева, верёвки. При сооружении моста на первом этапе возводят опоры. Далее с помощью монтажных кранов на них устанавливают пролётные строения. Затем укрепляют конструкции и выполняют окончательное оформление (устанавливают освещение, скульптуры и т.д.)
При строительстве больших мостов пролётное строение собирают на берегу и затем перемещают (надвигают) по опорам с одного берега на другой.
Строительство навесных мостов начинается с установки пилонов (столбов, поддерживающих основные (несущие) тросы), на которых подвешивают кабели моста. В конце монтируют подвески и балку жёсткости. Для оформления навесного моста используют освещение. Правильно освещённый мост кажется парящим в воздухе.
 
5
Учащиеся читают тексты и заполняют кластер
 
Рассказывать:
- историю появления и развития мостостроения;
- давать определение, что такое мост;
 - когда были построены мосты и из чего;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Определять виды мостов по типу переправы;
 
 
Определять виды мостов по области применения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Определять виды мостов по типу конструкций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
- Проведем гимнастику для глаз. Следим за звездочками на слайде.
№4
1
Выполняют гимнастику для глаз. Следят глазами за звездами.
Верно выполняют инструкцию.
5. Презентация кластеров
-Ребята, а сейчас каждая группа представит свою работу.
№5
№6
№7
№8
4
Дети поочередно представляют свои кластеры.
Составленный кластер по заданной теме.
6. Проверка кластера на экране
- Давайте проверим, что у нас получилось.
№9
1
Ребята сравнивают свой кластер с кластером на экране.
Правильно составленные кластеры.
7. Индивидуальная работа по карточкам.
 
- Ребята, вставьте в предложение пропущенные слова о цели сооружения моста
Сооружение … позволило человеку преодолевать … пространства … и использовать это изобретение для удобства и … передвижения. (Сооружение моста позволяло человеку преодолевать водные пространства любых размеров и использовать это изобретение для удобства и скорости передвижения).
(Проверка в парах)
№10
1
Дети вставляют слова в предложение и проверяют в парах.
Правильно записанное предложение.
6. Физкультминутка
- Ребята, а сейчас немного отдохнем.
Мост нагнулся над рекой, (нагибаются, достают кончиками пальцев до пола)
 Над водою ровной, (разводят руки в разные стороны)
«Ах, красивый я какой! (маршируем на месте)
Ах, какой огромный!» (разводят руки над головой). 
 
 
 
 
1
 
 
Дети выполняют действия, сопровождая словами.
 
 
Верно выполняют инструкцию.
 
 
7. Самостоятельная практическая работа.
- Дети, а сейчас мы приступаем к выполнению макета висячего моста самостоятельно,используя план в учебникес.102 – 103.
 
21
Дети внимательно читают инструкцию и выполняют макет висячего моста.
Правильно выполненный макет висячего моста.
8. Демонстрация изделий.
- Ребята каждого ряда выходят и демонстрируют свои макеты висячего моста.
 
2
Демонстрация макетов висячего моста.
Правильно выполненные макеты висячего моста.
9. Рефлексия.
Самооценка собственной деятельности (таблица на экране, дети поднимают знак, соответствующий их самооценке)
V
+
!
«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»
«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться»
 
№11
1
 
 
Дети читают и соотносят результаты своей работы с таблицей.
 
 
 
Правильная и адекватная самооценка своей практической деятельности на уроке.
 
 
 
10. Итог урока.
 
 - Ребята, довольны ли своей деятельностью на уроке?
- Если очень довольны, поднимите две руки.
- Если вы довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатии.
- Если не очень довольны, то поднимите одну руку.
 
1
Дети оценивают свою деятельность на уроке, используя свои руки.
Правильная и адекватная оценка своей деятельности на уроке.
 
                                                 
Автор: 
Зайцева Елена Иннокентьевна – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», Иркутская обл., г. Усть-Илимск.
Материалы конкурса: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konkurs_work | by Dr. Radut