Jump to Navigation

Носкова Н.З. Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток» (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Технологическая карта урока будет полезна педагогам начальных классов, работающих в соответствии с технологией развивающего обучения для организации урока по математике во 2 классе. В технологической карте подробно описывается деятельность учителя и учащихся, представлены различные виды работы (индивидуальная, парная и групповая).
Цель (методическая) урока: создать условия для открытия способа письменного сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Цель (педагогическая): открыть способ письменного сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Задачи урока:
- составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток;
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
- формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: складывать двузначные числа с переходом через десяток с опорой на алгоритм.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, работать по алгоритму.
Личностные: проявлять интерес к открытию нового знания; осваивать роль ученика на основе соблюдения правил на уроке.
Ресурсы урока: рабочая программа, учебник по математике, мультимедийная презентация к уроку, интерактивная доска
 
Ход урока:
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
1.Мотивация познавательной деятельности
Предлагает прочитать строки на доске:
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
Задаёт вопросы, наводя учащихся на осознание самостоятельности как одного из главных качеств ученика.
Создаёт положительный эмоциональный настрой (улыбкой, голосом)
Предлагает устно выполнить задания:
Первое слагаемое 20 второе слагаемое 5 (25).
20 уменьшили на 3. Какое число получилось?  (17). Значение суммы чисел 10 и 4 (14). Запишите число, которое получится, если из 50 отнять 10 (40).
Запишите самое маленькое двузначное число (10).
Запишите полученные числа в порядке возрастания.
Предлагает выполнить взаимопроверку, опираясь на эталон с доски (1-2 ошибки -  «4», больше двух ошибок – «?»)
Читают строки с доски, осмысливают прочитанное.
 
Называют те качества ученика, которые необходимы ему, в первую очередь – самостоятельность.
 
 
Выполняют задания, предложенные учителем.
 
 
 
 
 
 
 
Выполняют взаимопроверку с опорой на эталон.
2.Актуализация знаний и проблематизация
Предлагает рассмотреть  выражения, записанные столбиком на интерактивной доске:
24+15, 32+15, 26+18
Задает наводящие вопросы: Вам знаком этот способ? Сможете вычислить?  Вспомните алгоритм сложения двузначных чисел.
 
 
Задаёт вопрос: «В чём возникло затруднение?»
Рассматривают выражения, вспоминают известный способ сложения двузначных чисел.
 
Выполняют вычисления первых двух выражений  известным способом. При вычислении третьего выражения при складывании единиц в двузначном числе испытывают затруднение.
Отвечают на вопрос: «Не знаем способы решения примеров, когда при сложении единиц получается больше десятка.»
3.Целеполагание и постановка проблемы
Объясняет учащимся, что такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.
Предлагает определить тему урока.
 
 
Задаёт вопрос, наводя учащихся на границы «знания» и «незнания»: «Почему не смогли выполнить вычисления?»
 
 
Предлагает сформулировать цель урока.
Слушают учителя.
 
 
Определяют тему урока: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток».
Определяют границы своего «знания» и «незнания», приходят к выводу, что затруднение возникло в следствие незнания способа сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
Формулируют цель урока: «Открыть способ сложения двузначных чисел с переходом через десяток»
4.Поиск путей решения проблемы и её решение
Организует работу в группах, предлагает вспомнить правила групповой работы.
 
 
 
Предлагает выложить графическую модель выражения, воспользовавшись помощниками – счетными палочками.
Задаёт наводящие вопросы:
«Что нужно делать при сложении двузначных чисел?»
«Складываем единицы, что получилось?»
«Сколько получилось десятков?»
«Как можно представить 1 десяток в другой единице измерения?»
«Значит, что можно сделать с 12 единицами?»
«Сколько получилось десятков в сумме? А единиц?»
«Куда же исчезли лишние единицы?»
 
 
Вспоминают правила групповой работы: работать должен каждый, один говорит – другие слушают, свое несогласие высказывай вежливо, в группе должен быть ответственный.
Выкладывают графическую модель выражения с помощью счетных палочек.
 
Отвечают на вопросы:
«Складываем сначала единицы, потом десятки»
«12 единиц.»
«3 десятка»
«10 единиц»
 
«Преобразовать в 1 десяток и 2 единицы.»
«4 десятка, 2 единицы.»
 
«Преобразовались в десяток и количество десятков увеличилось.»
Записывают выражение в тетрадь, решают его, называя ответ.
Предлагает сформулировать предварительный вывод.
 
 
 
- Что необходимо сделать для решения подобных выражений?
Предлагает внести уточнения в предлагаемый алгоритм.
 
 
Предлагает проговорить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
 
 
 
 
Формулируют предварительный вывод: «Если при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к остальным десяткам.
- Выработать алгоритм.
 
Посовещавшись в группе, вносят уточнения в предложенный алгоритм, озвучивают его, оценивают предложенные алгоритмы других групп.
Проговаривают алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток:
 1. Пишу... (единицы под единицами, десятки под десятками).
2. Складываю единицы (число единиц суммы - пишу под единицами, а 1 д запоминаю).
3. Складываю десятки.
4. Увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками.
5. Читаю ответ.
Физминутка
 
5.Первичное закрепление
Предлагает найти сумму чисел, пользуясь алгоритмом (28+23, 26+37, 54+38)
 
Предлагает учащимся, работая в паре, решить выражения в столбик, комментируя ход решения друг другу по очереди (27+35, 52+19).
Предлагает исправить допущенные ошибки, если они есть, обратив внимание на их характер.
 
 
 
 
Учащиеся  находят сумму чисел (несколько человек выполняют у доски, один ученик выполняет с комментированием)
Работая в паре, решают выражения, комментируя друг другу. Проверяют результат по эталону на доске.
6.Самостоятельная работа
Предлагает выполнить в учебнике задание 190 (вычислить суммы с переходом через разряд) и проверить по образцу с доски.
Выполняют задание, проверяют по образцу. Учащиеся, справившиеся с заданием быстрее остальных, оказывают помощь другим детям или выполняют дополнительное задание.
7.Рефлексия учебной деятельности
Предлагает вспомнить поставленную цель урока и задаёт вопрос: «Достигли ли цели?». Предлагает доказать.
 
Предлагает вспомнить были ли затруднения, которые возникали в ходе урока, пути их решения.
Предлагает выполнить самооценку учебной деятельности, задаёт  вопросы: «Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой? Кто считает, что лучше мог поработать? Кого бы отметили на уроке?».
Задаёт домашнее задание: придумать 5 примеров на новый способ и решить их.
 
Отвечают на вопрос учителя, проговаривают алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Проговаривают затруднения и пути их решения.
 
Выполняют самооценку учебной деятельности, отвечают на вопросы учителя.
 
 
 
 
Записывают домашнее задание.
 

 

Автор: 
Носкова Наталья Зауровна – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 13 им М.К. Янгеля», Иркутская обл., г. Усть-Илимск.
Материалы конкурса: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konkurs_work | by Dr. Radut