Jump to Navigation

Бузмакова Т.А. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Данная технологическая карта урока русского языка предназначена для учащихся 3 класса. Может быть полезна учителям начальной школы. На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Детям надо не только использовать имеющиеся знания, но и найти новый способ написания мягкого знака. Выстраивание урока в форме диалога помогает развивать у учащихся навыки монологической и диалогической форм речи: создавать формулировки, задавать вопросы, давать полные ответы, следить за правильностью и чистотой речи. На уроке детьми создан алгоритм действий для правильного написания орфограммы, графическое ее изображение. В результате ученики овладели новыми учебными операциями по постановке мягкого знака в именах существительных женского рода на конце после букв согласного шипящего.
 
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Педагогические технологии: технология проблемно-диалогического обучения
Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
- Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;
- Учить планировать и оценивать свою работу
- Развивать память, мышление, внимание.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Планируемые результаты:
Предметные:
– знать формулировку правила;
– применять изученное правило при решении орфографических задач.
Личностные:
– формировать в себе положительное отношение к учебе.
Познавательные:      
– уметь действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли;
– уметь находить ответы на вопросы, используя при этом свой жизненный опыт, наблюдение и информацию, представленную учителем;
– уметь действовать по алгоритму, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные:
– строить речевые высказывания;
– вести диалог с учителем, с одноклассниками.
Регулятивные:
– ставить учебную цель, планировать ее реализацию.
Оборудование к уроку:
- учебник для 3 класса по русскому языку (2 часть, авторы  Л.Ф. Климанова, Т.А. Бабушкина);толковый словарь Ожегова;мультимедийное оборудование;презентация к уроку; раздаточный материал (карточки, памятка).
 
Ход урока
 
Этап урока
Деятельность ученика
№ слайда
Время
Деятельность детей
Предполагаемый результат
 
1. Мотивация учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:
«Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»
 - Как вы понимаете её?
 - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.
 - Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения, но и прибавит каждому частичку мудрости.
 - Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут:
внимание
находчивость
ваши знания
№ 1
  1.  
Ответы детей
Дети улыбаются друг другу и учителю.
Положительный настрой на урок.
 
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения.
 
- Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).
1) - На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.
2) Минутка чистописания
ж ш ч щ ь
 - Внимательно посмотрите на ряд букв. Какая из них лишняя? Почему?
(ь – не обозначает звука). Ь – хитрый и опасный. Какую работу выполняет?
- Как одним словом назвать оставшиеся буквы? (ж ш ч щ – согласные, шипящие, строчные)
- На какие группы можно разделить?
(Глухие – звонкие; всегда твёрдые – всегда мягкие)
- Запишите эти буквы в тетрадь чередуя.
 3) - Прочитайте пословицы.
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
Хорошую речь хорошо и слушать.
 
- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?
(Об учебе.В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).
 
№ 2
 
 
 
 
 
 
 
№ 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 4
4
Отвечают на вопросы учителя. Поясняют смысл пословицы.
Обобщают изученные знания о «работе» мягкого знака.
Корректно доказывают свою точку зрения, умеют слушать товарища, представляют результат.
Безошибочно выполняют работу. Определяют функции мягкого знака в словах.
 
- Запишите пословицы. Слова, в которых мягкий знак – показатель  мягкости согласных подчеркните одной чертой.
Слова, где  разделительный мягкий знак – подчеркните двумя чертами.
1. Ученье, неученье (разделяет согласный и гласный);
2. Тьма, слушать (обозначает мягкость согласных);
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- разделять согласный от гласного.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 5
 
 
 
 
3. Постановка темы и цели урока.
- В какую группу запишем слова РЕЧЬ, ЛУЧ? - Что можете сказать про эти слова? (это сущ-е, стоят в ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки).
- Я закрою Ь, что-то изменилось?
 - Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется?).
словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
 -Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
Тема: правописание ь на конце существительных после шипящих.
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется на конце имён существительных после шипящих.
 
3
Наблюдают за словами..
Выводят тему урока и ставят учебную цель.
Самостоятельно выводят тему урока и ставят учебную цель.
 
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется на конце имён существительных после шипящих.
 
№ 6
 
 
 
 
 
 
4.Открытие нового знания. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Наслова: камыш, ночь, мяч, вещь, плащ, печь, меч, дочь.
 - Какой частью речи выражены эти слова?
 - Запишите слова с мягким знаком на конце  после шипящих в один столбик, а без мягкого знака в другой.
 - Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?
 -Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется).
 
№ 7
8-10
 
 
 
-Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.
 - Откройте учебники на стр. 13. Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)
 - Какую работу еще выполняет мягкий знак?
 - Указывает на женский род имен существительных.
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.
 -Сформулируйте обратное правило.
(Если на конце существительного после шипящей есть мягкий знак, то это существительное женского рода)
- А сейчас поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове брошь.
- А что такое брошь? Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике.
Составляется следующий алгоритм:
 1. Определить часть речи.
 2. Определить род.
 3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
 4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.
 (Проверяем и сравниваем со слайдом).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 8, 9
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 10
 
№ 11
 
Читают правило в учебнике, сравнивают со своими выводами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Составляют алгоритм написания мягкого знака у существительных после шипящих.
Определяют и классифицируют имена существительные по постоянному признаку.
Анализируют и делают вывод.
Формулируют самостоятельно новое правило.
Сопоставляют свой вывод и правило, данное в учебнике.
Показывают понимание правила
Запоминают алгоритм действий.
 
 
 
 
 
 
ПОВТОРЯЕМ АЛГОРИТМ ПО СЛАЙДУ
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
Если род мужской у слова - 
Нету знака никакого!
ИГРОВОЙ МОМЕНТ
– Проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?
Ноч.. – ноч..ка,  доч..- доч..ка, печ.. – печ..ка
- Запишите. Что можете сказать?
 - В чём ловушка?
(Это совсем другая орфограмма).
№ 12
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 13
 
 
 
 
Физминутка (гимнастика для глаз)
- Проведем гимнастику для глаз. Следим за звездочками на слайде.
№ 14
1
Выполняют гимнастику для глаз. Следят глазами за звездами.
Верно выполняют инструкцию.
 
5. Включение в систему знаний, закрепление.
 
А. - Записать существительные с шипящим на конце, пользуясь алгоритмом.
 - Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.
 
 
 
10
Работают по карточкам.
Доказывают правильность своего вывода. Проверяют работу своего соседа (взаимопроверка).
Делают выводы.
Умеют пользоваться алгоритмом (памятка), применяют полученные знания на практике.
 
 
 
1 вариант – выбирают и записывают в тетрадь слова, в которых мягкий знак писать не надо.
2 вариант – слова, где нужно писать мягкий знак.
 Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…, мелоч…,  мяч…, тиш…
Б. Взаимопроверка:
1 в.: ключ, лещ, карандаш, багаж, мяч.
2 в.: печь, вещь, ночь, мышь, мелочь, тишь.
В.Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 15
 
 
 
 
 
№ 16
 
 
На слух определяют изученную орфограмму.
Обогащают словарный запас.
Проверяют и оценивают работу.
 
Физминутка.
Имя существительное –
Очень удивительное:
Мягкий знак, когда писать
Вы должны мне подсказать!
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце.
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное, в котором пишется мягкий знак - хлопайте в ладоши, без мягкого знака – подпрыгнуть.
 
1-2
Выполняют физкультминутку.
Верно выполняют инструкцию.
 
 
Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь
Г.  Самостоятельная работа (используют памятку)
Упр. 19, выписать лишние слова, доказать правописание.
 
 
Самостоятельно выполняют упр. 19
Безошибочно выполняют упр. 19.
 
6. Рефлексия. Сочинение синквейна.
- По итогу нашего урока сочиним синквейн.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Работа в группах
- Проверим какие синквейны получились.
Мягкий знак.
Хитрый, опасный.
Обозначает, разделяет, указывает.
Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.
Орфограмма.
 
 
 
 
№ 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
№ 18
5-7
Составляют в группах синквейн по правилу.
Соотносят тему, цель урока и достигнутый результат.
Оценивают свою работу на уроке.
 
- Какова была цель нашего урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Достигли ли мы этой цели?
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке. Что было легко? Что было трудно?
- Что понравилось?
- Сегодня на уроке самыми активными были… Они давали правильные ответы и получают отметки...
-  Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке    работалось. Спасибо за работу!
 
 
 
 
 
 
№ 19
 
Почему и зачем писать «Ь» после шипящих на конце существительных, если слово в произношении не меняется?
Да, «Ь» после шипящих на конце существительных является показателем ж.р.
  1. определить часть речи (сущ.)
  2. определить род.
  3. ж.р. – «Ь»
  4. м.р. – не пишем «ь».
 
 
 7.Домашнее задание.
Упр. 24.
 
1
Записывают домашнее задание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Автор: 
Бузмакова Татьяна Александровна – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», Иркутская обл., г. Усть-Илимск.
Материалы конкурса: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konkurs_work | by Dr. Radut