Бородина О.М., Прихотько О.Е., Слепцова И.И. Проблема воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста в детском саду (г. Иркутск)
В.А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающей среды, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Лучшие умы человечества задумываются над этой проблемой. Значительный вклад в разработку темы гуманно-личностного подхода в воспитании внесли исследования А.М. Виноградовой, А.Д. Кошелевой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой.
Нелегко родителям, ещё сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи мы, взрослые, пытаемся протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы нас с ребенком.
Работу по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста и формированию опыта доброжелательных взаимоотношений было решено организовать через реализацию проекта, получившего название «Твори добро».
Проект предусматривает проведение занятий-встреч с Добролюбами – веселыми, забавными жителями волшебной страны Доброляндии. Выступая в роли медиаторов, они решают возникающие конфликты, помогают справиться с эмоциональными переживаниями, предоставляют возможность формирования практического опыта проявления доброжелательного отношения к окружающим.
Структура встреч направлена на формирование знаний об эмоциональном мире человека и формирование доброжелательного поведения у детей. Содержание встреч включает обязательный ритуал приглашения Добролюбов (произнесение «волшебных слов); обсуждение проблемных ситуаций, с помощью которых формируют представления о правилах поведения с разъяснением заключенной в них морали; и выражение своего эмоционального состояния средствами арт-терапии помогает ребенку раскрыть потаенные уголки своей души.
Основные приемы дополнены имитационными играми, приемами психогимнастики, чтением и обсуждением художественных произведений, просмотром и анализом фрагментов мультфильмов.
Игровая форма общения, использование сказочных сюжетов позволяют говорить о серьезных проблемах на простом языке, тренировать навыки бесконфликтного общения. В совместной работе дети учатся понимать и помогать друг другу, обогащают гуманные чувства (сопереживание, сочувствие), формируют представление о нормах гуманности.
Помимо специально организованных встреч, в повседневной жизни и свободной деятельности нами создаются проблемные ситуации, которые позволяют детям осмысленно отнестись к своим поступкам.
Для того, чтобы процесс воспитания гуманных чувств и отношений сделать наиболее эффективным, работа идет одновременно как в детском саду, так и в семье. В рамках «Недели добрых дел» проходят мероприятия «Помоги бабушке (дедушке)», «Пушистая лакомка». Доброй традицией ДОУ вот уже второй год подряд стала волонтерская помощь питомнику К-9. Воспитанники детского сада вместе с родителями являются активными участниками акции по сбору кормов и медикаментов для животных питомника.
Воспитанию неравнодушных, отзывчивых, доброжелательных личностей способствует сотрудничество детского сада с «Ново-ленинским домом-интернатом для престарелых и инвалидов», в который мы ежегодно организуем выезд детей для проведения праздничных концертов ко Дню пожилого человека и Дню Победы. Воспитанники нашего учреждения принимают участие в благотворительных выставках художественного творчества. Так, по результатам ежегодной городской выставки «Дядя Степа – светофор» в детский дом города Иркутска были переданы игрушки и поделки, изготовленные нашими детьми и родителями.
В настоящее время нами ведется поиск интересных и новых форм сотрудничества с организациями социального значения. Так, впервые (в 2021 г.) нами запланировано участие в акции «Посылка ветерану», посвященной юбилею Великой Победы. Ведется активная работа в этом направлении: дети изготавливают поздравительные открытки, разучивают стихи и песни для праздничного видеопоздравления. К участию в акции привлекаются небезразличные родители воспитанников, готовые оказать посильную помощь и содействие.
Все эти мероприятия не только позволяют воспитывать у детей гуманное отношение к окружающим людям, социальные чувства (отзывчивость, сочувствие, сопереживание), но и помогают расширить представления о проявлении этих чувств и соответствующий им практический опыт.
Литература
1. Березина В.А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса / В.А. Березина, А.В. Баранников // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – C. 2-5.
2. Кулькова В. Крупицы добра / В. Кулькова, З. Назарова, Т. Дергунова, Л. Солдатова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. –С. 38-42.