Jump to Navigation

Брекало М.В., Межакова А.А. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства (из опыта работы) (Белгородская обл., г. Алексеевка)

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образования и является его приоритетным направлением. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего детства. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают овладеть элементарными приёмами лепки, рисования и аппликации, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, развивают творческие способности, фантазию, воображение, учат детей оценивать свои работы и работы сверстников. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое), а также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области художественного воспитания. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Проблема опыта определяется противоречием между готовностью детей к восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, к творческим проявлениям в художественной деятельности по его мотивам и отсутствием педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, способствующих становлению творчески развитой личности ребенка средствами данного вида искусства.
Авторы опыта попытались разрешить данное противоречие и провели работу по организации уголка изостудии по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования в условиях группы как средства творческого развития дошкольников.
Работая воспитателями в массовых группах детского сада, мы столкнулись со следующими трудностями: невозможность уделить должное внимание каждому ребенку в группе численностью двадцать пять и более детей, особенно в продуктивных видах деятельности, в художественном творчестве; проявление раздражительности дошкольников, неуверенность детей в своих силах; отказ детей от приложения умственных и творческих усилий, направленных на поиск путей выполнения намеченного.
Все это препятствует развитию творчества. В связи с этим возникла необходимость создать такие условия организации среды, при которых легче осуществлять индивидуально-дифференцированный, личностный подход к ребенку. Возможность решения этой проблемы появилась в условиях работы с небольшой подгруппой детей, когда в условиях группы была создана развивающая среда с элементами изостудии. Предполагалось проведение занятий с шестью-семью воспитанниками. При отборе детей для посещения изостудии учитывались рекомендации психолога (на основе тестирования); рекомендации воспитателей групп (на основе определения способностей детей в повседневной жизни, в самостоятельной художественной деятельности, на занятиях); мониторинг методиста детского сада.
Занимаясь с дошкольниками на групповых занятиях, педагоги наблюдали за ними, диагностировали детей, отмечали тех ребят, у кого навыки изобразительной деятельности развиты лучше, кто из дошкольников заинтересован в изучении народного декоративно-прикладного творчества. В основу программы мониторинга были положены критерии и показатели Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой, О.М. Дьяченко.
Процесс наблюдений за детьми позволил педагогам выделить один из основных показателей художественного восприятия произведений народного декоративно-прикладного творчества – умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, расписным игрушкам, поделкам. Для таких ребят характерен, как правило, низкий уровень мотивации к обучению. 
Таким образом, изучение народного декоративно-прикладного искусства дошкольниками заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее.
Поэтому возникла необходимость разработки такой системы занятий по изобразительной деятельности, которая учитывала бы особенности народного декоративно-прикладного искусства и стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.
Данная работа проходила в три этапа в соответствии с возрастными показателями детей дошкольного возраста: с детьми 5 года жизни; с детьми 6 года жизни; с детьми 7 года жизни.
Отслеживание результатов деятельности проходило в течение 3 лет (дети 5 года жизни, дети 6 года жизни и дети 7 года жизни), а заключительный этап диагностики распространился на детей 7 года жизни.  
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии художественно-творческих способностей у дошкольников посредством организации непосредственно образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования. Спектр педагогических условий должен удовлетворить детскую потребность в реализации творческого потенциала.
Диапазон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как НОД по декоративно-прикладному искусству, организация предметно-развивающей среды, самостоятельная деятельность. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.
В основу разработанной нами системы развития эмоционально-чувственного мира ребенка были положены рекомендации видных российских педагогов Е. Флериной, К. Лепилова о необходимости внимательно, бережно относиться к эстетическим проявлениям ребенка, обучать, но осторожно, не убивать, а побуждать ростки творчества. Также мы опирались на исследования и реализацию основополагающих принципов педагогики и психологии признанных авторов программ по художественному воспитанию (Д.Н. Воробьевой, Т.Н. Дороновой, Т.А. Копцевой, С.К. Кожухиной, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой); использовали педагогические технологии развития творческих способностей детей, эстетического развития личности.
Новизна опыта заключается в разработке и внедрении в воспитательно-образовательный процесс непосредственно организованной деятельности по декоративно-прикладному искусству, развивающей у дошкольников художественно-творческие способности. Содержание, формы и методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в ДОУ обоснованно выстраиваются с учетом использования в образовательном процессе изобразительного опыта художников традиционных промыслов России, содержащего в себе, в силу общности природы создания декоративного и реалистического изображения, все художественно-пластические средства изобразительного искусства в целом.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Необходимыми условиями эффективного функционирования данного опыта являются:
- создание условий, поощряющих положительную инициативу, творчество и самостоятельность детей;
- доступность используемого учебного материала, основанного на привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, стремление к выражению своего мнения, своего отношения к действительности.
Предметная среда должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблематичности – предметы народного декоративно-прикладного искусства, условия для творческой изобразительной деятельности.
Целью стало развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства, формирование эстетических чувств, повышение интереса детей к изобразительной деятельности.
Работа осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе была сформулирована гипотеза: рисование, лепка, аппликация очень интересны и увлекательны для детей, но при условии успешного овладения этими видами изобразительной деятельности как педагогом, так и дошкольниками. Только в этом случае может быть обеспечено всестороннее развитие ребенка. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Второй этап имеет практическую направленность и включает:
- организацию работы, направленной на обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с народным декоративно-прикладным творчеством;
- разработку и апробацию серии занятий по различным направлениям народного декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Петриковка, Хохлома и т.д.).
На третьем этапе были определены основные направления работы с детьми.
Первое направление. Знакомство детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Второе направление. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение разнообразным приёмам декоративной росписи и способам лепки.
Третье направление. Формирование детского творчества, детского видения, самостоятельности.     
На занятиях педагоги учитывали принцип доступности, выстраивая материал от простого к более сложному.
Формы работы с детьми: занятия, беседы, игры; проведение совместных праздников; просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения; экскурсии, целевые прогулки (по городу, в картинную галерею, музей, церковь); организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Формы работы с родителями: открытые показы воспитательно-образовательного процесса; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе); анкетирование и тестирование родителей; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Для реализации системы работы эффективно использование следующих методов: наглядного, словесного, практического.
В процессе реализации системы работы предполагается использование разных типов занятий: занятия-импровизации, помогающие создать условия творческого участия дошкольников в образовательном процессе; занятия обобщающего типа; занятия-праздники как форма коллективной работы; занятия-экспериментирования.
На всех занятиях игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой работы дошкольников.
Результативность опыта оказалась высокой. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют сделать вывод, что занятия по разработанной системе средствами народного декоративно-прикладного искусства комплексно воздействуют на развитие ребенка.
О результативности проводимой нами работы свидетельствуют также следующие показатели творческого роста детей:
- дети самостоятельно обследуют народную игрушку, последовательно выделяя в ней отдельные части и устанавливая соотношение между ними (цвет, форма, величина, пространственное расположение частей), замечают сочетания цветов, расположение элементов узора, находят свои способы изображения предметов и явлений действительности в соответствии с замыслом;
- самостоятельно планируют последовательность изобразительных действий для достижения целей в практической работе;
- дошкольники ориентируются в таких понятиях, как мазок, отпечаток, подмалёвка, тенёвка, оживка, тычок;
- самостоятельно подбирают технику и инструментарий для работы;
- передают в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных изобразительных материалов;
- умеют свободно владеть карандашом, кистью, другими средствами рисования;
- различают и владеют техниками нетрадиционного рисования;
- различают виды изобразительного искусства.
Показателями эффективности и результативности опыта является значительное повышение интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, активное участие дошкольников в творческих конкурсах. В дошкольном образовательном учреждении традиционно проводятся тематические и сезонные выставки, вызывающие большой интерес у гостей и родителей. На протяжении трёх лет многие дети являются победителями и призерами разных конкурсов.
Таким образом, достигнутые результаты подтверждают значимость и эффективность педагогического замысла авторов, а в ходе работы реализованы цели и задачи опыта.
 

 

Автор: 
Брекало Марина Валерьевна, Межакова Александра Анатольевна – воспитатели Детского сада № 14, Белгородская обл., г. Алексеевка.

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut