Jump to Navigation

Новиков М.А. Применение проектной деятельности на уроках технологии (Иркутская обл., г. Братск)

Современный образовательный процесс построен таким образом, что учитель и учебник не являются единственным источником информации. Большое количество знаний школьник может получить из средств массовой информации. Формирование навыков саморазвития и самообразования становится первоочередной задачей современного образования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Выполнение творческих проектов способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Также метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе запрещено.
В настоящее время метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная работа: учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Проект – это совокупность определенных действий, мыслей, документов, предварительных анализов для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Детство ребенка не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Результат выполненных проектов должен быть, что называется, «осязаемым», предметным, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный практический результат или продукт, готовый к применению.
Задачи, решаемые с помощью проектов на уроках технологии
В современной школе от учащихся потребуется на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей;
- находить и обрабатывать необходимую информацию;
- проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
- осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
- экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
- давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
- выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
- оценивать свои профессиональные интересы и склонности;
- сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
Требования к выбору темы проектов
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. Основными критериями выбора проектов являются оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя с учетом материально-технических ресурсов школьных мастерских. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы временного, творческого коллектива.
Рекомендуемые темы проектов для выполнения на уроках технологии:
- Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, декоративно-прикладных изделий и т.п.
- Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.
- Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.
- Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.
Этапы проектной деятельности
1. Организационно-информационный.
2. Технологический.
3. Заключительный (презентационный).
На организационно-информационном этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы.
Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия.
Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.
На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.
На заключительном (презентационном) этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, проводят рыночную оценку, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели или нет, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект перед одноклассниками.
Рекомендуемое содержание пояснительной записки проекта:
1. Актуальность выбранного проекта.
2. Цели и задачи проекта.
3. Требования к проекту. Проблемы, рассматриваемые в проекте.
4. Анализ прототипов.
5. Историческая информация по теме проекта.
6. Конструкторская документация.
7. Окончательный вариант продукта.
8. Экономическое и экологическое обоснование.
9. Реклама.
Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта. Данный метод можно применять не менее успешно в работе на других учебных дисциплинах, но такой предмет, как «Технология» дает широкие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта.
А самым главным результатом применения проектной деятельности становится приобретение учащимися проектировочных, коммуникативных и технологических умений, которые впоследствии оптимизируют процесс дальнейшего обучения.
Учитель технологии, использующий метод проекта на уроках или внеурочной деятельности, раскрывает свой творческий потенциал, увеличивает мотивацию школьников к изучению данного предмета, что способствует оптимизации учебного процесса и повышению эффективности обучения.
 
Литература
1. Казакевич В.М. Технологическое образование в век высоких технологий // Школа и производство. – 2001. – № 1. – С. 25.
2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996. – 279 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Высшая школа, 2000. – 397 с.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. – 2004. – № 1. – С. 42.
 

 

Автор: 
Новиков Михаил Анатольевич – учитель технологии и физической культуры МБОУ СОШ № 15, Иркутская обл., г. Братск.
Статья: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut