Jump to Navigation

Махиня Л.В. Уроки русского языка и литературы. Применение инновационных технологий. Метод проектов (Иркутская обл., г. Братск)

Жизнь не стоит на месте, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к школе. Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателя улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса. До сих пор ориентиром образования явилось развитие знаний, умений, навыков, информации и социальных навыков. Основной целью обучения является не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, – и подчиняются основные задачи современного образования.
Теперь образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность, готовую и способную к саморазвитию и самоопределению. Таким образом, в деятельность образовательных учреждений начали вводиться новые элементы, но на практике возникают противоречия между имеющейся потребностью к внедрению инноваций и неумением учителей осуществлять инновационную деятельность. Для того чтобы правильно развивать свою деятельность, педагог должен свободно ориентироваться в понятиях «инновация», «новшество», «инноватика» «педагогическая инновация».
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- технология «Метод проектов»;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке;
- информационные технологии.
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
Хочу остановиться на методе проектов. Этот метод сейчас является особенно перспективным, он позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Для учебных проектов важно:
1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;
4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;
5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта;
6) осуществить практическое выполнение плана проекта;
7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
Учебный проект с точки зрения обучающегося на уроках русского языка и литературы – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Одним из доминирующих видов проектов при изучении русского языка и литературы являются творческие проекты. Целью таких проектов является получение творческого продукта – сочинения, праздника, видеоролика, альманаха и т.д. Данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата, например: план сочинения или статьи, дизайн и рубрики газет, сценарий праздника и т.д.
Нельзя оставить без внимания ролевые и игровые проекты. Возможной формой презентации данного вида проектов могут быть спектакль, инсценировка, иллюстративное сопоставление документов, событий и т.д., телепередача, деловая игра, литературный суд и т.д.
Проектная деятельность рассматривается в ФГОС как часть деятельности по формированию универсальных учебных действий (прежде всего регулятивных и коммуникативных), а проект рассматривается как одна из форм оценки достижения планируемых результатов. Основной педагогический смысл включения обучающихся в проектную деятельность – это развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности.
Педагогическая инновация – это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.
Инновации в образовании рассматриваются как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы. Но зачастую новым может являться хорошо забытое старое.
 
Литература
1. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 341 с.
2. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. – 2003. – № 1. – С. 4.
3. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия. Электронное учебное пособие / авт. С.Л. Троянская, Н.В. Брызгалова // http://vaniorolap.narod.ru/theme14.html.
4. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 180 с.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.
 

 

Автор: 
Махиня Людмила Васильевна – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 41», Иркутская обл., г. Братск.
Статья: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut