Jump to Navigation

Иванисов А.А., Маркова Т.А. Детский туризм как средство оздоровления и экологического развития детей дошкольного возраста (г. Белгород)

Информационная карта проекта:
Полное название проекта «Детский туризм как средство оздоровления и экологического развития детей дошкольного возраста».
Вид и тип проекта: исследовательский, творческий, продуктивный.
Сроки реализации: август-сентябрь-октябрь 2017 г.
Участники: воспитатели, инструктор по физической культуре, дети, родители дошкольников.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения: коллективный проект.
Проблема. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания не достаточно изучена. У дошкольников не достаточно сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объем познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растет доля умственной нагрузки.
Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость. Неумение контактировать со сверстниками, взрослыми – все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Поэтому и был разработан проект «Детский туризм как средство оздоровления и экологического развития детей дошкольного возраста»
Актуальность темы. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки производят оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнце, воздух, вода. Совершенствуются естественные виды движений и обогащаются координационные способности и выносливость.
Следовательно, туристская деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, эмоционально-психологический, эстетический и познавательный.
Цели проекта:
- Изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
- Накопление опыта познания действительности.
- Формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования.
Задачи проекта:
1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.
2. Закреплять знания о видах туризма и туристском природопользовании. Познакомить с разными видами туризма.
3. Закреплять навыки и умения работы с планом-картой, учить работать с компасом, повторить правила поведения в окружающей среде.
4. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе.
5. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
6. Развивать коммуникативные способности детей.
Подходы к реализации проекта:
- Системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого-туристических знаний и умений.
- Культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Планируемые результаты:
- Сформированы знания о детском туризме.
- Сформированы умения, необходимые в туристическом походе (умение распределять обязанности, собирать рюкзак, класть в него только то, что понадобится в походе, умении подбирать лекарственные препараты для аптечки и др.).
- Сформированы умения необходимые в туристическом походе (читать карту, пользоваться компасом).
- Увеличение роли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе.
- Участие в мероприятиях экологической направленности.
Этапы проекта:
1. Установочный:
- Формулировка проблемы (цель).
- Подбор материала по теме.
- Обсуждение и дополнение задач проекта.
2. Формирующий (основной):
- Беседы о природе родного края.
- Чтение художественной литературы
- Просмотр презентаций.
- Игры-эстафеты.
- Экскурсии по групповой комнате и территории детского сада.
Перспективный план работы:
август:
- Беседа «Природа родного края» (река Северский Донецк).
- Консультация «Детский туризм – это интересно».
- Чтение произведений Б. Житкова, В. Бианки, Е. Чарушина и др.
- Беседа «Красная книга России».
- Презентация «Туризм это здорово!».
сентябрь:
- Работа с компасом, картой, топографическими знаками.
- Игры-эстафеты «Собери рюкзак», «Переправа», дидактические игры «Мы собираемся в поход».
- Беседа «Виды туризма».
- Работа с планом. Ориентировка в пространстве.
октябрь:
- Экскурсия по групповой комнате с опорой на план.
- Экскурсия по территории детского сада «Мой детский сад».
- Презентация «Осеннее настроение».
- Определение маршрута.
3. Заключительный:
- Пеший поход на территорию спортивно-оздоровительного комплекса в районе «Заря» г. Белгорода.
- Эколого-туристский выезд в Пикник парк г. Белгорода.
Продукт проекта:
- Конспекты занятий.
- Фотоальбом «Мы туристы».
- Фотоальбом «Природа родного края в фотографиях».
- Презентация о проекте.
- Подборка стихов, загадок о животных и явлениях природы.
- Методический материал (песни, речевки, кроссворд).
Работа с родителями:
- Оформление уголка туриста (палатка, компас, рюкзак, котелок, костровище).
- Мастер-класс по вязанию страховочных узлов.
- Совместная работа родителей с детьми по очистке прогулочного участка группы.
- Совместные пешие выходы.
Конечный результат:
- Для многих семей туризм стал прекрасным средством активного отдыха.
- Повысилось умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.
- Повысилась мотивация детей и родителей на здоровье и здоровый образ жизни.
- Подобран интересный информационный материал о растительном и животном мире Белгородской области.
 
Литература
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: изд. 9-е, перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герда» 2007. – 576с.
2. Детский туризм России. Очерки истории 1918-1998г. / под ред. Ю.С. Константинова. – М.: ЦДЮТур М.О. РФ 1998.
 

 

Автор: 
Иванисов Андрей Александрович – инструктор физической культуры, Маркова Татьяна Александровна – воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад № 44», г. Белгород.

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut