Jump to Navigation

Маркова Т.А. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста (г. Белгород)

Известно, что речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Как известно, дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий формирования полноценной личности.
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Развитие связной речи – одна из ведущих задач, решаемых в дошкольном образовательном учреждении.
Известно, что огромную помощь в развитии речи детей могут оказывать театрализованные игры. Это один из эффективных способов воздействия на ребенка в формировании диалогической, эмоционально-насыщенной речи. В игре лучше усваивают содержание произведения, логику, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, напев, пантомимика, жесты, поза, модуляция голоса).
В процессе театрализованной деятельности:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: память, восприятие, воображение;
- стимулируются мыслительные операции;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Также театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба). Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость, учат замечать свои и чужие промахи.
В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, на прищепках, на дисках, на ложках, на стаканчиках, платочными куклами, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:
- Для формирования грамматического строя речи «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадки-описание» и т.д.
- На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто как передвигается? «Что происходит в природе?».
- В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.
Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направлена на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.
При обучении детей средствами речевой выразительности использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разнообразие сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Считаю, что при правильном и умелом подборе творческие задания способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:
«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дискуссия;
«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер-класс;
«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
 
Литература
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
2. Зимина И.С. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 18-28.
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. – М.: Аркти, 2001.
 

 

Автор: 
Маркова Татьяна Александровна – воспитатель МБОУ «Начальная школа – детский сад № 44», г. Белгород.
Статья: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut