Jump to Navigation

Смирнова Т.В. Технология критического мышления как средство реализации деятельностного подхода на уроках истории и обществознания (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.
Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления. Я пришла к выводу, что ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Технология развития критического мышления разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Цель технологииразвитие критического мышления, мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I – ВЫЗОВ
Задачи (функции) этапа:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
II – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составление плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями: обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
III – РЕФЛЕКСИЯ
Функции этапа:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Базовая модель (вызов – осмысление – рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов (кластер, синквейн, «Мозговой штурм», «Цветные шляпы», «Инсерт», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы», эссе и другие). Комбинирование приемов помогает научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Педагог получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в образовании.
Ожидаемые результаты через ТКМ:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуациях.
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- умение самостоятельно выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- применение математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осознание ценности человеческой жизни.
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя  различные источники информации
 
Литература
1. Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения // Пособие для учителей. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.
3. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.
4. Технология развития критического мышления на уроке истории [Электронный ресурс] – Режим доступа http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html.
 

 

Автор: 
Смирнова Татьяна Васильевна – учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 9, Иркутская обл., г. Усть-Илимск.

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut