Jump to Navigation

Певзнер Т.В. Использование интеллект-карт на уроках географии в 5-м классе (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Для каждого времени характерны свои особенности, которые кардинально влияют на процессы, происходящие в обществе, в том числе и на систему образования.
Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества [1].
Роль учителя в информационном обществе в связи с этим несколько трансформируется. Важно научить детей работать с большими объемами информации: анализировать её, структурировать, преобразовывать текстовые форматы в таблицы, схемы, графики и пр. Одним из интересных методов работы с информацией является работа с интеллект-картами.
Сегодня в интернете можно найти очень много информации по применению интеллект-карт, или карт мышления (mind-maps), есть платные и бесплатные автоматизированные программы для составления интеллект-карт. Учащиеся с интересом на уроках составляют интеллект-карты на бумаге с использованием цветных карандашей.
Важно соблюдать следующие правила для составления интеллект-карт [2]:
- использовать радиантную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию понятий, ведь именно эта организация информации дает самый важный эффект интеллект-карт – ассоциативность и многомерность;
- пользоваться цветами, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет тоже важен для смысла. Можно разделять цветом важное и неважное, более крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер или иным образом пользоваться цветами;
- записывать только ключевые слова вместо фраз и предложений: чем более емким будет ключевое слово, тем легче будет запомнить всю интеллект-карту и тем проще будет само составление интеллект-карт;
- чаще рисовать, чем использовать слова (графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки): все это повышает качество восприятия и запоминания интеллект-карты;
- объединять обобщенные блоки информации либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего восприятия;
- проявлять творчество и вырабатывать свой стиль оформления и создавать свой особенный стиль интеллект-карт, который станет самым комфортным для работы с информацией.
Данная интеллект-карта достаточно хорошо иллюстрирует основные правила, изложенные выше:
876601_html_m71550d47
Для объяснения метода школьникам можно предложить несколько вариантов интеллект-карт по различным учебным предметам, чтобы учащиеся увидели, насколько различными они могут быть как по оформлению, так и по объему переданной в них информации.
Дети очень быстро усваивают данный способ представления информации и активно его используют при организующей помощи учителя. На уроках географии в 5 классе интеллект-карта сначала вводится на этапе закрепления материала, чтобы «перевести» знакомый материал урока в интеллект-карту. На следующем этапе дается домашнее задание: построить интеллект-карту по заданной теме, например, по теме «Джеймс Кук». На следующем уроке важно обсудить с ребятами как интересные варианты получившихся интеллект-карт, так и ошибки, которые они допустили при их составлении. Очень удобно, если в учебном кабинете установлена документ-камера, тогда работа учащегося тут же проецируется на экран. Подобные домашние задания на составление интеллект-карт предлагаются школьникам достаточно часто, чтобы у ребят сформировался навык преобразования информации в схему.
Интересным может быть урок обобщения и систематизации с использованием интеллект-карт, например, по теме «Индия – заветная страна» (география, 5 класс). На уроке речь идет обо всех путешественниках, которые когда-либо совершали путешествие с целью открыть новый путь в заветную Индию, и что из этого в итоге получилось. Ребята на практике убеждаются, как с помощью интеллект-карты можно структурировать огромный объем информации и представить его в сжатом виде, а затем легко запомнить.
Интеллект-карту можно использовать и как инструмент для выполнения проверочной работы по предмету, наряду с формальными знаниями проверяются и навыки работы пятиклассников с информацией.
 
Литература
1. Абдуллаева С. Информатизации общества в качестве фактора развития. Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/8766/Abdullaeva_ROL'_INFORMATIZACII_V_RAZVITII_OBSchESTVA.pdf?sequence=1.
2. Пермякова И. Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты? // Режим доступа: http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/.

 

Автор: 
Певзнер Татьяна Вениаминовна – учитель географии МАОУ СОШ № 9, Иркутская обл., г. Усть-Илимск.
Статья: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut