Jump to Navigation

Базилевская Н.Ю. Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка (Белгородская обл., г. Алексеевка)

Главная цель современного образования – воспитание человека. Согласно законодательству Российской Федерации образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В современной школе многие учителя столкнулись с такой проблемой, как необходимость обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) наряду со всеми остальными учащимися. Учителям необходимо знать особенности обучения таких детей, а также стараться найти правильный подход для наиболее полного усвоения предмета. Это касается любого учителя-предметника. Нужно сказать, что я как учитель английского языка в школе также столкнулась с такой задачей в своей трудовой деятельности. Обучающиеся с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Приведем некоторые примеры образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ОВЗ:
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ОВЗ («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств);
- обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ОВЗ;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Освоение адаптированной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с ОВЗ трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. В своей повседневной педагогической деятельности я стараюсь использовать современные технологии обучения и воспитания учащихся с особенностями развития для достижения поставленных целей и позитивных результатов. К таким технологиям можно отнести следующие:
1. Технология коррекционно-развивающего обучения.
2. Игровые технологии.
3. Элементы дифференцированного обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Элементы компьютерной технологии.
6. Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.
7. Элементы технологии С.Н.  Лысенковой: опережающее обучение с использованием опорных схем.
Содержание предмета английский язык в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение).
Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ, придерживаюсь следующих методических принципов:
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многократное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Изучение английского алфавита и звуков проводится в игровой и соревновательной форме, постепенно готовя учащегося к чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и в то же время эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:
- повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
- нахождение новых слов в змейке (word snake),
- вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
- игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).
Преимущественно работа с текстом делится на три фазы: дотекстовый этап (pre – reading), активное чтение (while – reading), послетекстовый этап (post – reading). На каждом из этих этапов дети снова и снова сталкиваются с определенным набором «вокабуляра» и постепенно запоминают эти слова.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения, чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть, и радоваться успехам каждого.
 
Литература
1. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного // Администратор образования (ОвД). – 2013. – № 7. – C. 55-61.
2. Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – C. 40-44.
3. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – Санкт-Петербург, «Речь», 2004.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия», 2003.
 

 

Автор: 
Базилевская Наталья Юрьевна – учитель МОУ СОШ № 3, Белгородская обл., г. Алексеевка.

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut