Jump to Navigation

Антипин Н.А. Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся через внеурочные мероприятия и тренировочные занятия (Иркутская обл., г. Усть-Илимск)

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Основными направлениями и ценностными основами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются:
- Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:
- Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу духовности, нравственности.
- В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.
- В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и во внеурочной деятельности, такой как тренировки, соревнования, тематические праздники. Все вышеперечисленные направления широко используются в профессиональной деятельности. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека реализуются через такие мероприятия, как праздники, посвященные 23 февраля, 9 мая, Дню Военно-Морского флота (вперед мальчишки – 1-4 классы, будущий защитник – 5-9 классы). Воспитание нравственных чувств и этического сознания в школе проходит через тематические вечера, смотры песни и строя, в которых принимают участие как ученики начальной школы, так и среднего и старшего звена.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – это неотъемлемая часть воспитания, без которой невозможно обучение и освоение каких-либо знаний, приобретение умений и навыков, необходимых в современной жизни. Здесь показательными являются различные туристические слеты, на которых учащиеся не только проявляют свои лучшие спортивные качества, но и выполняют задания, связанные с трудовой деятельностью (уборка территории, подготовка места отдыха, изготовление подделок из подручного материала и т.д.).
Проводится много мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни. Это различные викторины о полезном и правильном питании для старшеклассников, конкурсы рисунков о вреде пагубных привычек и пользе занятий физкультурой и спортом для младших школьников.
В феврале 2014 года прошел замечательный конкурс стенгазет, посвященных олимпиаде и участию в ней наших соотечественников. В этом конкурсе приняли участие учащиеся 7-11 классов. Через эти мероприятия воспитывалось умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями, а также любовь к своей малой родине как к части большой страны.
Большим достижением в формировании положительного отношения к своему здоровью и занятиям спортом считаем продолжение этих занятий учащимися после окончания школы. В этом большую роль играют тренировочные занятия, проводимые в школе на протяжении уже многих лет. Многие выпускники школы продолжают заниматься спортом и в учебных заведениях и выступать на соревнованиях различного уровня.
Также традиционным стало мероприятие, проводимое на новогодних каникулах. Это традиционный турнир по волейболу между сборной школы и сборной выпускников прошлых лет, которые приезжают в город на каникулы из других городов России. В этом году в играх приняли участие выпускники других школ, что добавило интереса и зрелищности турниру. Через такие встречи воспитываются такие качества, как гармоничное единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни человека, дружба между учащимися независимо от возраста и учебного заведения.
Думается, что система внеурочных и тренировочных занятий является одной из важных составляющих в воспитании духовно-нравственной и гармонично развитой личности.
 
Литература
1. Левичев О.Ф. Духовно-нравственное развитие: закон сохранения мощности // Школьные технологии. – 2010. – № 3. – С. 64.
2. Пархоменко И.А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5. – С. 184-186.
 

 

Автор: 
Антипин Николай Александрович – учитель физической культуры МАОУ СОШ № 9, Иркутская обл., г. Усть-Илимск.
Статья: 

Поделиться в социальных сетях:



Main menu 2

Konf_articles | by Dr. Radut